1970 Алексеич
1972 Серебряные трубы
1972 Учитель пения
1977 Хождение по мукам
1977 Черная береза
1978 Осенние колокола
1979 Ссыльный № 011
1979 Д'Артаньян и три мушкетера
1979 С любимыми не расставайтесь
1981 Мужество
1981 Незванный друг
1982 Без видимых причин
1982 Предчувствие любви
1982 Суббота и воскресенье
1982 Василий Буслаев
1983 Поцелуй
1984 ТАСС уполномочен заявить
1984 Семь стихий
1985 Багратион
1985 Грубая посадка
1985 Пароль знали двое
1985 Салон красоты
1985 Снегурочку вызывали?
1985 Человек с аккордеоном
1987 Вот такая история...
1989 И повторится все
1989 Любовные письма (Югославия)
1991 Высший класс
1991 Кровь за кровь
1991 Ночные забавы
1992 Звезда шерифа
1996 Ермак
1997 Любовные истории (Польша)
2000 Потерянный рай
2001 Лиса Алиса (Россия, Франция)
2004 Чайка. Настоящая оперетка - фильм-спектакль
2006 Сонька Золотая Ручка
2006 Печорин. Герой нашего времени
2006 1-й Скорый
2007 Долг
2007 Капкан
2010 Старики
2011 Распутин (Россия, Франция)
2011 Ёлки-2
2016 Ёлки 5
2018 Последнее испытание
2019 Счастье – это... Часть 2
2020 Водоворот
2021 Старые шишки
2024 Красный шёлк
АЛФЁРОВА
Ирина Ивановна
Родилась 13.03.1951, Новосибирск
Народная артистка России (2007)
Детство
Ирина Алфёрова родилась в Новосибирске не в актерской семье (родители ее -
Иван Кузьмич и Ксения Архиповна - прошли войну от начала до конца и, выучившись
потом, оба стали юристами-адвокатами), но без "игры" жизни своей она
не мыслила. В этот мир можно было окунуться в Новосибирском академгородке, где
физики дружили с лириками, где постоянно проводили какие-то фестивали, куда приглашали
самых талантливых людей страны. Ирина играла там в самодеятельном театре…
Еще школьницей Ирина поняла, что нравится мальчикам. Особенно когда раскрепостится,
раскроется, да еще начнет танцевать. И рано почувствовала зависть подруг. Поэтому
на школьных, а потом и институтских вечеринках устраивалась где-нибудь в уголочке
и наблюдала за всеми со стороны...
"У меня даже комплекс тихони выработался. - Рассказывает актриса. - А
подруги все чаще стали говорить: "Ты у нас такая хорошая, вся из себя этакая
скромница... Да разве ты пойдешь с тем парнем!.." Я помалкивала и знала про
себя, что нужен мне один-единственный... И ждала, когда судьба подарит мне эту
встречу".
ГИТИС
После окончания школы Ирина Алфёрова улетела в Москву, в Институт театрального
искусства.
На первых порах в столице ей пришлось туго: после первого курса чуть было не
отчислили за профнепригодность. Руководитель курса Дудин сказал даже, что она
очень хороша собой и, пока не поздно, ей стоит поискать себя в какой-нибудь другой
профессии. А все из-за того, что Ирина не могла изображать в этюдах то, чего не
чувствовала. Любовь, например.
Однако институт Ирина Алфёрова окончила, по общему признанию, как самая талантливая
и перспективная. Вспоминая те годы, Ирина сетует, что театральная педагогика вообще
слишком поспешна и поверхностна, всех причесывают под ранжир. Преподавателям хотелось,
чтобы у всех все получалось, и обязательно быстро...
Начало карьеры
В 1972 году Алфёрова окончила ГИТИС.
Когда Ирина оканчивала ГИТИС, ее пригласили в свои труппы сразу несколько московских
театров. И тогда же ей выпал удивительно счастливый билетик - роль Даши в телеэпопее
"Хождение по мукам". Но режиссер Василий Ордынский поставил условие:
параллельно играть в театре она не будет. Ирина согласилась. И в течение пяти
лет жила только своей Дашей. Фильм удался. До сих пор эту ее работу критики и
публика называют чуть ли не самой лучшей.
Ленком
В 1976 году Алфёрова была приглашена в Московский театр им. Ленинского комсомола
(с 1991 - "Ленком").
И.Алфёрова: "Я очень хорошо помню свой первый приход в театр. Шел спектакль
"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Ни с кем в театре я еще не была знакома,
но буквально с первого вздоха ощутила какое-то внутреннее покалывание и безумную
влюбленность в спектакль и его атмосферу. А потом увидела на сцене главного героя,
его огромную руку, скользящую по партнерше, и будто растворилась в этом образе...
В энергии, исходящей от этой руки, было все: и страсть, и надежность, и что-то
такое, что мне было нужно в этой жизни. Так что в своего будущего мужа я влюбилась
в первую же секунду. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в "Алых парусах",
способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком
был Саша Абдулов...
Золотой осенью они оба - Алфёрова и Абдулов
- гастролировали с театром в Ереване. Однажды, гуляя по огромному
парку, он спросил в упор, возьмет ли она его в мужья. Пошутила:
"Пронесешь меня через весь парк на руках - отвечу!"
Он нес Ирину на руках, не обращая внимания на взгляды и реплики
прохожих. Она чувствовала себя самой счастливой на свете.
Поженившись, они несколько лет прожили в общежитии. Квартиру помог получить
Евгений Павлович Леонов. Вокруг все только и говорили, что они - самая красивая
актерская пара. А в театре этого будто не замечали, и все звездные роли доставались
исключительно Абдулову. Алферову же использовали лишь в небольших эпизодах, хотя
все было при ней: и молодость, и красота, и ум, и индивидуальность, и уже популярность
в кино. Но ей даже шанса не дали. Она так и осталась в тени своего бесспорно талантливого
мужа и в глухом кордебалете...
Кино
Следующая большая роль в кино Ирины Алфёровой - Констанция в музыкальном приключенческом
сериале «Д'Артаньян и три мушкетёра». На эту роль режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич
хотел взять Евгению Симонову. Но руководство Госкино заставило его снимать Алферову.
Режиссеру пришлось подчиниться, хотя как он считал, актрисе для этого фильма не
хватало музыкальности. Однако озвучивать роль он поручил знаменитой Анастасии
Вертинской. "Ира Алфёрова - глубоко славянский тип. И французская легкость
ей не свойственна. Я не дал Ире озвучить свою героиню, потому что у Алферовой
грубоватый голос", - объяснил режиссер.
Фильм имел оглушительный успех, и вполне естественно участие в нем принесло
Алферовой еще большую популярность в зрительской среде.
Совместно с Александром Абдуловым Алфёрова снялась в мелодрамах "С любимыми
не расставайтесь" (1979) и "Предчувствие любви" (1982).
В "Предчувствии любви" молодой изобретатель Сергей (Абдулов) мечтает
найти единственную и самую красивую. Приходит время и герой начинает понимать,
что та, которую он ищет, существует сама по себе и независимо от его желаний.
И тогда скромная, но обаятельная Леночка (Алфёрова) становится объектом его внимания
и любви… Зрители восхищались этой красивой парой, казалось, что они просто созданы
друг для друга.
Затем были роли в сказе "Василий Буслаев" (1982), политическом детективе
"ТАСС уполномочен заявить" (1984), комедии с элементами мелодрамы "Ночные
забавы" (1991).
Героиням Алфёровой были свойственны цельность, женственность, искренность.
Популярность Алферовой росла, но критики достаточно прохладно относились к ее
работам.
В 90-е годы единственной заметной работой Ирины Алфёровой в кино была роль
в российско-германском фильме "Ермак" (1996).
Развод
В 1993 году брак самой красивой актерской пары Алфёровой и Абдулова с треском
развалился. В этом году Ирина познакомилась со своим будущим мужем актером Сергеем
Мартыновым. На съемках фильма "Звездный шериф" закрутился их бурный
роман, и Ирина упорхнула из семейного гнездышка.
Разводу сопутствовало огромное количество слухов. Говорили о многочисленных
амурных похождениях неисправимого ловеласа Абдулова, а Ирине до замужества с Мартыновым
приписывали любовную связь с певцом Александром Серовым.
Как бы то ни было, но бывшие супруги поддерживают нормальные отношения, а Александр
Абдулов в одном их своих интервью признался, что хоть женщин у него в жизни было
"столько, сколько хотел", единственной любимой из них была и остается
экс-супруга Ирина Алфёрова.
Последние работы в кино
В 2000 году Ирина Алфёрова после долгого перерыва снялась в украинском фильме
"Потерянный рай".
В 2002 году она сыграла жену французского дипломата в приключенческом российско-французском
фильме "Лиса Алиса".
Работа в театре сегодня
Многие годы в обожаемом Ленкоме Ирине Алфёровой, уже прославившейся на всю
страну в "Хождении по мукам", доставались лишь второстепенные небольшие
роли и массовка. Всю жизнь Ирина Алферова пытается доказать, что она не просто
привлекательная женщина - Констанция Бонасье, но и талантливая актриса, которую
по непонятной причине долгие годы никто не замечал. Доказывает на киноэкране,
доказывает, играя спектакли на сцене театра Современной пьесы и в антрепризе.
Александр Збруев: "Ира начала свою актерскую карьеру просто блестяще -
с популярнейшего фильма "Хождение по мукам". Потом ей катастрофически
не хватало работы в театре. Но, к счастью, ей хватило внутренних сил не утонуть
в его рутине. Она как та лягушка, упавшая в кувшин с молоком: барахталась, барахталась,
взбила масло и выбралась наружу. Она набила уйму шишек и синяков, но все это только
благоприятно отозвалось на ее нынешней творческой потенции. Она очень серьезно
выросла. И, мне кажется, в последние годы у нее начался новый творческий этап
уже совершенно на другом, более высоком уровне. Она очень поверила в себя, в то,
что она делает. А поскольку Ира еще и удовольствие получает от этого, ее искренность
переходит через рампу в зрительный зал, завораживая публику".
В настоящее время Алфёрова по-прежнему в штате "Ленкома", но основным
местом работы считает "Школу современной пьесы". Как она признается:
"Это - замечательный театр, там есть потрясающие спектакли, великолепные
партнеры, и режиссер очень хороший. Он всегда придумывает какой-то свой мир и
привлекает людей из других сфер. В "Школе современной пьесы", а это
репертуарный театр, взаимоотношения у всех самые дружеские. Там стараются уважать
личность каждого. И если роль не нравится, то тебя на нее никогда не назначат".
В спектаклях театра играет журналист Гордон, балерина Семеняка из Большого
театра, а также актеры Альберт Филозов, Лев Дуров и другие. Алферова играет там
несколько спектаклей: "Пришел мужчина к женщине", "Чайка".
Алфёрова: "У нас очень смешная "Чайка", не похожая ни на какую
другую. Я в ней играю Аркадину. Критики нашу "Чайку" очень любят, потому
что это на самом деле интересное, яркое, необычное решение. В спектакле очень
много неординарных поворотов".
Кроме того Алфёрова играет в антрепризах. "Мне чуть ли не каждый день
предлагают по пьесе, но я отказываюсь. Даже деньги не заставят меня играть то,
что я не хочу. Я считаю, что в антрепризе можно играть исключительно такие роли,
о которых мечтаешь. Поэтому я играю только в московском театре "Игроки",
в спектакле по пьесе Жан-Поля Сартра "За закрытой дверью".
В 2002 году Ирина Алфёрова и Александр Абдулов все же стали партнерами на ленкомовских
подмостках, когда одно из театральных фойе преобразовали в небольшой уютный зрительный
зал с открытой сценой. Там стали играть камерные, малочисленные по составу пьесы.
Петр Штейн пригласил в спектакль "Карманный театр" четырех замечательных
актеров: Ирину Алфёрову и Александра Абдулова, Елену Шанину и Александра Збруева.
Дочь Ирины Алфёровой и Александра Абдулова - Ксения Алферова закончила юридический
факультет Московского университета. Некоторое время работала юристом. В настоящее
время - популярная молодая актриса ("Московские окна").
Игорь BIN
Использованные материалы: Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис2000);
Сайт Ирины Алферовой www.irinaalferova.narod.ru;
Сайт Ирины Алферовой alferova-irina.narod.ru;
Татьяна Секридова, "Хождение по мукам или Счастливый билет Ирины Алферовой" ("Совершенно
секретно" №2, 2000 г);
Абдулов http://www.k-w.ru;
Ирина Алферова http://mediateka.km.ru ;
Ирина Алферова http://www.iri.spb.ru;
Игорь Логвинов, "Ирина Алферова: "Я научилась свои недостатки обращать
в достоинства" (http://www.devichnik.ru)