1925 Кошмары прошлого
1926 Ценою тысяч
1926 Дина Дза-дзу
1929 Саба
1929 Трубка коммунара
1932 Двадцать шесть комиссаров
1934 Последний маскарад
1937 Золотистая долина
1937 Арсен
1941 Каджана
1942, 1943 Георгий Саакадзе
1948 Кето и Котэ
1949 Счастливая встреча
1949 Падение Берлина
1953 Великий воин Албании Скандербег
1957 Отарова вдова
1958 Трудное счастье
1958 Мамлюк
1960 Прерванная песня
1960 Повесть об одной девушке
1963 Генерал и маргаритки
1965 Иные нынче времена
1966 Встреча с прошлым
1969 Не горюй!
1969, 1970 Десница великого мастера
1970 Чермен
1970 Гойя, или Тяжкий путь познания
(ГДР, СССР, Болгария, Югославия)
1972 Старые зурначи - документальный
1982 Дом Бернарды Альбы
1984 Легенда о Сурамской крепости
1984 Покаяние
1985 Семья - короткометражный
АНДЖАПАРИДЗЕ
Верико Ивлиановна
23.09(06.10).1900, Кутаиси – 31.01.1987
Народная артистка СССР (1950)
Лауреат Сталинской премии I степени (1943, фильм «Георгий Саакадзе»)
Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1946)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1944, за успешную работу в дни Великой
Отечественной войны)
Начало пути
Верико Анджапаридзе родилась 6 октября 1900 года в городе Кутаиси, в семье
нотариуса. Девочка с детства воспитывалась в творческой атмосфере, что и предопределило
ее дальнейший выбор. В 1916 году после окончания гимназии она уехала в Москву
и поступила в драматическую студию актёра Малого театра С. В. Айдарова. Девушка
отучилась год, после чего грянула революция, и Верико пришлось вернуться в Грузию,
в Тифлис.
В Тифлисе Верико поступила в студию актёра парижского театра «Антуан» Г. Джабадари.
Здесь же встретила своего будущего мужа – Михаила
Чиаурели…
Театр
В 1920 году студия Г. Джабадари распалась, и Верико Анджапаридзе пришла в труппу
театра им. Ш.Руставели, руководимого тогда Сандро Ахметели. Проработала там она
до 1927 года. Параллельно в 1926-1927 годах актриса выступала в Батумском театре
под руководством Акакия Пагава.
Новым этапом в театральной карьере Верико Анджапаридзе стала встреча в 1928
году с основоположником грузинского театра К. А. Марджанишвили, который приехал
в Грузию со своим знаменитым спектаклем «Фуэнте Овехуна» по Лопе де Вега. В том
же году она стала актрисой его драматического театра. Вскоре последовал первый
триумф – блестящие роли Офелии в «Гамлете» Шекспира и Юдифи в «Уриэль Акоста»
К.Гуцкова.
За долгие годы работы в театре Верико Анджапаридзе создала много незабываемых
образов. Гинатре («Гурия Ниношвили» Дадиани, 1934), Джавара и Цыганка («Изгнанник»
Важа-Пшавела, 1945), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира, 1951), Маргарита
Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына, 1940), Мария Стюарт (одноименная пьеса Шиллера,
1955), Бабушка Эухенья («Деревья умирают стоя» А. Касоны, 1957), Мать («Мать»
К.Чапека, 1965).
Верико Анджапаридзе стала настоящим сподвижником К. А. Марджанишвили. В его
театре она выступала не только в качестве ведущей актрисы, но и пробовала себя
в качестве режиссера. Закомомерным продолжением стало назначение ее в 1957 году
художественным руководителем театра им. К.Марджанишвили. На этом посту она проработала
до 1960 года.
Занималась Верико Ивлиановна и преподавательской деятельностью в Тбилисском
театральном институте имени Шота Руставели.
Кино. Вместе с мужем
В кино Верико Анджапаридзе начала сниматься в 20-е годы. Первая большая работа
актрисы на экране (после ряда малозначительных) - роль в фильме ее мужа Михаила
Чиаурели «Саба» (1929). Верико сыграла современную грузинскую женщину-труженицу
Маро. А темой картины стала борьба за новый быт, за честного рабочего, которую
вела семья и комсомольская организация трамвайного парка.
Верико Анджапаридзе принесла в грузинское кино высокую сценическую культуру,
реалистические и романтические традиции грузинского театра. Она играла главным
образом драматические роли, создала образы женщин, наделённых большой силой воли,
глубиной и страстностью чувств, целеустремлённостью. Яркий пример этому – роль
княгини Русудан, жены Саакадзе в картине Михаила Чиаурели «Георгий Саакадзе» (1942-43).
Мощный, эмоциональный образ, наполненный подлинным трагизмом, – одна из лучших
работ актрисы в кино. Мощную силу материнской любви актриса передала в другой
своей роли – Отаровой вдове в одноименной мелодраме Михаила Чиаурели , снятой
по повести И.Чавчавадзе.
Довелось Верико Анджапаридзе сняться и в знаменитом фильме мужа «Падение Берлина»
(1949) - легендарной киноэпопее, вышедшей на экраны во времена расцвета культа
личности Сталина. В этой картине, идеализировавшей и возвеличивавшей образ «отца
всех народов», Верико сыграла роль матери Ганса.
Стоит заметить, что в отличие от мужа Верико не разделяла его симпатий к Сталину.
Многих ее друзей и коллег по театру арестовали во время сталинских репрессий.
Да и сама Верико однажды стала свидетельницей неудачной попытки Берии закрутить
роман с одной из ее подруг. Был случай, когда во время поездки на гастроли в Кутаиси
Анджапаридзе даже сняли с поезда и собирались арестовать. Спасли великую актрису
только имя мужа и его приближенность к Сталину.
Среди других, более поздних совместных работ Верико Анджапаридзе и Михаила
Чиаурели можно отметить: «Повесть об одной девушке» (Мария), «Генерал и маргаритки»
(Марта Функ), «Иные нынче времена» (княгиня). Впрочем эти фильмы того успеха уже
не имели…
Другие работы в кино
Немало интересных ролей Верико Анджапаридзе сыграла и в фильмах других режиссеров.
Это и княгиня в музыкальной ленте Шалвы Гедеванишвили и Вахтанга Таблиашвили «Кето
и Котэ», и Дафина в военно-приключенческой драме Сергея Юткевича «Великий воин
Албании Скандербег» (рассказывающей об освободительной борьбе албанского народа
во главе с Георгием Кастриотом е против турецких завоевателей), и Мириам в советско-словацкой
драме Николаса Санишвили и Франтишека Садека «Прерванная песня».
Со временем Верико Анджапаридзе перешла на возрастные роли: старая гадалка
в знаменитой драме Давида Абашидзе и Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости»
(1984), странница в не менее знаменитой драме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1984).
Творчество великой грузинской актрисы было высоко оценено во всем мире. По
решению редакционного совета энциклопедии «Who is who» (Лондон) в 1992 году Верико
Анджапаридзе была включена в десятку выдающихся актрис ХХ века (этой чести также
удостоены Нонна Мордюкова и Фаина Раневская).
Дочь
Дочь Верико Анджапаридзе и Михаила Чиаурели – Софико
Чиаурели – стала достойной продолжательницей династии. Ее имя широко известно
российскому зрителю по фильмам «Миллион в брачной корзине», «Ищите женщину» и
др.