Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Асмус Ирина_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Ирины Асмус

Фильмография:

1958 Новые похождения Кота в сапогах
1966 12 стульев - фильм-спектакль
1973 Старая крепость

АСМУС
Ирина Павловна
"Ириска"

28.04.1941 - 15.03.1986, Гомель

Выбор пути

Ирина Асмус с детства мечтала стать артисткой. Нет, правильнее сказать, она верила, что обязательно ею станет. Вот только какой? Драматической, эстрадной или цирковой? Девочке трудно было определиться. Ее манило все...

После окончания школы Ирина остановила свой выбор на хореографическом училище Большого театра. Она уже была практически принята, но в последний момент ее предупредили, что с таким маленьким ростом рассчитывать на успех нереально. Подумав, девушка решила идти в цирковое.

На экзаменах в Государственное училище эстрадного и циркового искусства Ирина исполнила зажигательный неаполитанский танец и спела популярную в те годы песню «Бесаме мучо». Приемная комиссия была покорена.

В период учебы, в 1958 году, Ирина снялась в детской сказке «Новые похождения Кота в сапогах», где сыграла две роли – девочку Клаву и Черную пешку.

Театр или цирк

После окончания училища Ирина Асмус стала выступать в цирке в номере эквилибристов на першах. Трудная и опасная профессия. Но Ирина никогда не боялась трудностей. Под куполом цирка она исполняла всевозможные трюки, приводя в восторг зрителей.

Но вскоре с этой профессией пришлось завязать. На одной из тренировок девушка получила серьезную травму, и врачи посоветовали ей некоторое время воздержаться от выступлений. А может быть, это был просто знак свыше?

Без дела Ирина сидеть не собиралась и, «вспомнив» о своем увлечении театром, поступила в драматическую студию при ленинградском Театре юного зрителя. Маленький рост и соответствующая внешность сразу же определили ее амплуа. Типичная травести. Но играть однотипные роли детей актрисе вскоре надоело, и она перешла в Театр им. В.Ф.Комиссаржевской. Здесь ее роли были гораздо разнообразнее – и Золушка, и принцесса Елизавета («Принц и нищий»), и Раймонда («Романтика для взрослых»), и даже Джульетта.

Все бы хорошо, но… Говорят, что человек, однажды работавший в цирке, не сможет больше без него жить. Вот и Ирину по-прежнему манила арена. В конце концов, Ирина вернулась в цирк, но уже в качестве клоунессы. Именно в этот момент и появился ее звучный псевдоним «Ириска». А произошло это так. Драматург Александр Володин, хорошо знавший Ирину Асмус по театру, очень удивился, вновь увидев ее на манеже. «Ириска! Ты что здесь делаешь?» - воскликнул он. Это трогательное прозвище понравилось окружающим и быстро прижилось...

АБВГДейка

Вернувшись на арену, Ирина не оставила театр. Актриса успевала успешно работать и там, и там. А вскоре в ее жизнь вошло и телевидение.

В 1975 году на 1-м телеканале появилась новая детская передача «АБВГДейка». Созданная по идее американской передачи «Сезам-стрит», наша версия благодаря сценариям Эдуарда Успенского вскоре приобрела свою индивидуальность и неповторимость.

В 1978 году на роли ведущих этой передачи были приглашены клоуны Ириска и Клепа. Успех был ошеломляющим. В короткий срок Ирине удалось покорить сердца миллионов советских детей. Передачу буквально заваливали письмами, в которых девочки признавались, что хотят, когда вырастут, стать такими же клоунессами, как Ириска. О том насколько огромен был ее авторитет следи детворы говорит хотя бы такой факт. Однажды в Ташкенте дети узнали, в какой гостинице остановилась Ирина Асмус, и утром под ее окнами начали скандировать: «Ириска! Ириска!» Актриса вышла на балкон и заявила: «Так! В школу идете? На обратном пути покажете дневники». И дети, послушно направились в школу, а на обратном пути выстроились с дневниками перед гостиницей в очередь.

Конец 70-х – начало 80-х – самый напряженный и самый плодотворный период в жизни Ирины Асмус. Телевидение, театр, цирк – актриса умудрялась совмещать все! При этом, разрываясь между гастролями и съемками, она еще снялась в передаче ленинградского телевидения «Дискотека», а также в документальных фильмах «Представление» и «На манеже – Ириска». Напряженный график ничуть не сказывался на качестве ее работы. Она от всего сердца дарила счастье и радость детворе, хотя сама была глубоко несчастным человеком…

Черная полоса

Первым мужем Ирины Асмус стал актер Александр Хочинский, известный по фильму Бумбараш», где он сыграл главную роль. Однако их семейная жизнь не сложилась. К семейным неурядицам добавились проблемы на телевидении. Создатели и исполнители «АБВГДейки» все чаще стали подвергаться выговорам «сверху». Придирки были самыми разнообразными, а в 1986 году Ирину без всяких объяснений и вовсе отстранили от ведения передачи, заменив ее, к огромному неудовольствию детей, на другую исполнительницу.

В это непростое для Ирины время, от нее ушел ее второй муж, работавший инспектором манежа в одном из цирков. А в довершение «черной полосы» - актрисе объявили, что ее не берут в формирующуюся труппу для заграничного турне…

Трагедия

В марте 1986 года Ирина Асмус выехала с гастролями в Гомель. 15 марта в местном цирке состоялось ее последнее выступление. Рассказывает Ю. Осипов: «Ириску поднимали под купол на шейной петле. Трюк эффектный: она держит во рту «зубник», а потом во время подъема вращается вокруг оси. И на самом верху вдруг сломалась машинка вращения - в металле оказался брак. Ириска упала на арену с восьмиметровой высоты и умерла прямо на глазах обожающей ее ребятни».

Проведенное после этой трагедии расследование констатировало несчастный случай в результате «брака металла». Нашлись и «крайние». Циркового инженера и инспектора манежа осудили на два и полтора года условно. Но люди, близкие знавшие Ирину, считают, что при расследовании были умышленно скрыты реальные факты, приведшие к гибели актрисы. Кто действительно был виновен в смерти Ирины Асмус, мы вряд ли узнаем.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Андрей Александрович, «Ирина Асмус» http://bdg.press.net.by
Биография Ирины Асмус. Энциклопедия «Мир цирка», том первый «Клоуны», с.323-329

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.