БАКЛАНОВА
Ольга Владимировна
19.08.1896, Москва – 06.09.1974, Веве, Швейцария
Заслуженная артистка республики (1925)
Начало
Ольга Бакланова родилась 19 августа 1896 года в Москве в большой дружной семье
состоятельных родителей: Владимира и Александры Баклановых. Родившись в театральной
семье, а ее мать была известной актрисой театра, получив для того времени солидное
классическое образование, в шестнадцатилетнем возрасте девушка успешно прошла
конкурсный набор во МХАТ, несмотря на высокую конкуренцию — на три вакансии претендовало
400 девушек, и была принята в знаменитую труппу театра. Там, под руководством
легендарного Станиславского она стала усердно постигать тяжелое актерское ремесло.
Без ведома своих наставников студентка Ольга Бакланова, отдыхая на каникулах
в Крыму, удачно попробовала свои силы в немых короткометражках гения немого кино,
режиссера Виктора Туржанского, который после революции попросту эмигрировал во
Францию, основал там собственную кинокомпанию, став впоследствии довольно известным
режиссером в Европе.
Начинающая актриса заблистала в триллерах с красочными и интригующими названиями:
"Симфония любви и смерти" и "Когда звучат струны сердца" в
1914 году, "Загробная скиталица", "Женщина-вампир" и "Петля
смерти" в следующем году, и в 1916 году - "Желтый паспорт", "Лунный
свет", "Тот, кто прольет кровь".
Театр
Одновременно
со съемками в кино молодая актриса стала активно участвовать в театральных постановках
по произведениям Пушкина, Чехова, Тургенева, Шекспира и Диккенса на мхатовской
сцене: в спектакле "Каменный гость" сыграла роль Лауры, Сашу в "Иванове",
Оливию в "Двенадцатой ночи", Берту в постановке "Сверчок за очагом".
Успешное начало актерской карьеры Ольги Баклановой оборвала революция в октябре
1917 года. Во время переворота был убит ее отец, и большую семью Баклановых новая
власть переселила в одну комнату в их же бывшем особняке. Понимая, что и её существование,
и ее дальнейшая карьера зависят от ее лояльности к новому режиму, актриса в 1918
году приняла предложение сыграть в пропагандистском короткометражке "Хлеб".
Блестяще исполненная роль в этой картине была первой, и одновременно последней
в кинокарьере актрисы в Советской Республике.
Тогда-то Ольга Бакланова полностью решила переключиться на театральные работы,
она начала брать уроки вокала и танца в Музыкальной студии, созданной в 1919 году
по инициативе Немировича-Данченко.
Между 1920 и 1925 годами Ольга Бакланова во всем великолепии предстала перед
театральными зрителями в классических пьесах с новым авангардным звучанием: Ланж
в спектакле по оперетте "Дочь мадам Анго" Шарля Лекока, Лисистрата в
постановке 1923 года - "Лисистрата" по комедии Аристофана нежная Карменсита
в "Карменсита и солдат" по сочинению Липскерова на музыку Бизе. Трилогия
"Любовь и смерть", в двух частях которой — "Бахчисарайском фонтане"
по поэме Пушкина и "Алеко" по опере Рахманинова, где актриса блистала
соответственно в роли Заремы и Земфиры.
Высокое мастерство исполнения Ольги Баклановой было отмечено правительственной
наградой: в 1925 году ей, одной из первых советских актрис, было присвоено звание
"Заслуженная артистка республики", и было разрешено в том же году в
составе труппы МХАТа выехать на гастроли за рубеж — сначала в Европу, а затем
и в США.
Эмиграция
Известный импресарио тех лет Моррис Жест представил американскому зрителю большую
часть репертуара советских артистов, предоставив некоторым из них возможность
остаться за океаном. В середине 1926 года Ольга Бакланова не вернулась в Россию,
она осталась в США.
Сыграв в 1927 году свою первую заокеанскую эпизодическую роль на одной съемочной
площадке с Нормой Толмедж и Гилбертом Роландом в мелодраме о любви певички-мексиканки
и молодого кабальеро "Голубка", Ольга Бакланова сумела обратить на себя
внимание популярного немецкого актёра Конрада Фейдта.
За плечами этого актера было около восьмидесяти фильмов в Германии и США. Он
и пригласил приглянувшуюся ему русскую актрису к себе в партнеры в свою новую
картину "Человек, который смеется" по одноименному роману Гюго. После
впечатляющего исполнения Ольги Баклановой роли герцогини Джозианы, в частности
сцены, где героиня Баклановой снимала повязку с лица Гуинплена, в этой киноленте
в 1928 году, ее голливудская карьера быстрыми темпами "пошла в гору".
Голливуд
1928 год стал самым плодотворным в заокеанской кинобиографии актрисы – она
снялась почти в дести фильмах. Успешно отыграв роль Царицы в короткометражке "Секрет
царицы", Ольга Бакланова получила приглашение на главную роль Анни в партнерстве
с Эмилем Яннигсом от шведского режиссёра Морица Стиллера, в финальную в его карьере
картину "Улица греха". Ольга Бакланова же после этого фильма подписала
выгодный для себя контракт сроком на пять лет с кинокомпанией "Paramount
Pictures".
Далее последовали не менее успешные роли, пусть даже и второго плана, что не
очень-то удручала актрису: проститутки Лу в криминальной драме "Доки Нью-Йорка",
Грейс Стиллвелл в вестерне "Лавина", Баронесса Хильда Брингс в мелодраме
"Три грешника", ведущую роль в котором сыграла звезда немого кино Поле
Негри.
После съемок Ольги Баклановой в одном из первых звуковых проектов "Paramount
Pictures" в роли знойной Волчицы в паре с Джорджем Банкрофтом в картине "Волк
с Уолл-стрит", ее кинокарьера пошла на спад. Две последующие ее роли - Таня
Григори в мелодраме "Опасная женщина" и Соня Борондова в комедии "Любимый
мужчина" с Ричардом Раленом, были восприняты критиками достаточно прохладно.
Толи из-за того, что Бакланова говорила с очень большим акцентом, толи от того,
что после начала эры звукового кино она играла только русских или иностранок,
но, тем не менее, кинокомпания не торопилась предлагать актрисе новые роли, а
в ноябре 1929 года и вовсе ее уволила.
1930-е годы
Небольшая удача улыбнулась актрисе лишь в декабре 1930 года: киностудия "Fox
Films" подписала с нею контракт и задействовала актрису параллельно сразу
же на две второстепенные роли: Ивонна в музыкальной комедии "Не грусти"
и Графиня Хеленка, опять-таки в комедийном фильме "Ты там?".
В начале30-х Ольга Бакланова приняла участие уже в трёх кинолентах на киностудии
"MGM". В мелодраме "Великий любовник", в которой главные роли
исполнили Адольф Менжу и будущая звезда Ирен Данн, критики усмотрели слабый сценарий,
но отметили некоторые сцены с участием Баклановой, которые смотрелись вполне пристойно.
Далее последовала драма "Вниз по лестнице" по сценарию Джона Гильберта.
Третий же фильм ужасов "Уродцы" стал поистине триумфальным для актрисы.
После отказа от роли в такой провокационной картине Мирны Лой, Ольга Бакланова
с блеском сыграла циркачку Клеопатру. Фильм по началу официально запретили в нескольких
штатах, и он долгие годы пролежал на полке. Однако впоследствии фильм все же был
признан национальным достоянием, а в 1994 году его даже включили в Национальный
кинорегистр Библиотеки Конгресса.
Понимая, что на вершину славы в Голливуде ей уже не пробиться, актриса напоследок
сыграла в картине "Вниз по лестнице" красавицу Софью Кословскую, обаятельную
Анну Гоу-Гоу в криминальной драме "Скандал на миллиард долларов", отметилась
в небольшом эпизоде в короткометражном мюзикле "Блюз по телефону". И
в 1935 году Ольга Бакланова ушла из кино, но, как оказалось, не навсегда.
Великой актрисе пришлось еще раз появиться на экране, в последний раз ощутить
вкус славы в роли гордой оперной примы мадам Дарушки в 1943 году в экранизации,
после невероятного успеха на Бродвее, спектакля "Клаудия" по роману
Роуза Франкена.
Уйдя из кино, актриса сосредоточила своё внимание на театре. После небольшой
роли в спектакле "Безмолвный свидетель", актрису можно было увидеть
сразу в трёх постановках — "Гранд-отель", где она исполнила роль Грушинской,
"Двадцатый век" и "Кот и скрипка". Однако успешной все же
театральную карьеру Ольги Баклановой нельзя назвать. Актриса посещала с гастролями
Лондон, ездила в тур по Америке, пела в ночных клубах и знаменитом нью-йоркском
ресторане "Russian Tea Room", то есть в "Русской чайной".
Об Ольге Баклановой вновь заговорили в середине 60-х: из забвения была извлечёна
картина "Уродцы". Актриса дала интервью известному британскому киноисторику
Кевину Браунлоу, снявшему несколько документальных фильмах о звёздах немого кино,
и автору серии книг об актёрах прошлых лет Джону Кобалу.
Личная жизнь
В 1922 году Ольга Бакланова первый раз вышла замуж за адвоката Владимира Цоппи
и в 1923 году родила от него сына.
Получив в феврале 1929 года развод от Цоппи, актриса в марте этого же года
второй раз вышла замуж за не слишком удачливого русского актёра – эмигранта Николаса
Сусанина. В 1939 году супруги официально развелись.
21 сентября 1931 года, Ольга Бакланова получила американское гражданство.
В начале 1940-х Ольга Бакланова вышла замуж за Ричарда Дэвиса, владельца нью-йоркского
театра "Fine Arts Theatre". Она продолжала успешно играть на сцене театра
мужа, хотя Дэвис и настаивал на обратном. И только в 1947 году она ушла в отставку,
на этот раз уже навсегда.
На закате жизни актриса переехала в Швейцарию, в город Веве, где в возрасте
семидесяти восьми лет скончалась 6 сентября 1974 года. Так ушла из жизни легенда
русского немого кино, кинозвезда Голливуда 20-30-х годов.
Автор - Екатерина ТУР
Использованные материалы:
"Ольга Бакланова", материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 г.
|