1956 Дети Солнца
1956 Когда поют соловьи
1958 Город зажигает огни
1958 Простая вещь
1959 Олекса Довбуш
1959 Черноморочка
1960 Наследники
1961 За двумя зайцами
1961 Балтийское небо
1962 Большая дорога
1963 Стежки-дорожки
1963 Укротители велосипедов
1965 Дайте жалобную книгу
1965 Нос
1965 Рабочий поселок
1966 На диком Бреге
1967 Мятежная застава
1968 Виринея
1968 Живой труп
1968 На войне, как на войне
1970 Кража
1972 Принц и нищий
1973 Крах инженера Гарина
1974 Обещание счастья
1975 Гамлет Щигровского уезда
1975 Дневник директора школы
1975 Рассказ о простой вещи
1976 Житейское дело
1977 Вторая попытка Виктора Крохина
1977 Женитьба
1979 Последняя охота
1979 Сегодня и завтра
1980 Рафферти
1980 Эндшпиль
1981 Две строчки мелким шрифтом
1981 Други игрищ и забав
1981 История одной любви
1981 Россия молодая
1982 Кража
1982 Остановился поезд
1982 Остров сокровищ
1982 Прозрачное солнце осени
1983 Подросток
1983 Рецепт ее молодости
1984 Макар-следопыт
1984 Парад планет
1985 Проверка на дорогах
1985 Контракт века
1985 Аткинс (ГДР)
1985 Перед самим собой
1986 По главной улице с оркестром
1986 Прорыв
1987 Запомните меня такой
1987 Садовник
1988 Отцы
1988 Слуга
1990 Единственный свидетель
1990 Искушение Б.
1992 Гроза над Русью
1992 Луна-парк
1993 Мне скучно, бес
Режиссёр:
1963 Стежки-дорожки
Вокал:
1999 Пришельцам новым
БОРИСОВ
Олег (Альберт) Иванович
08.11.1929, Приволжск, Ивановская область - 27.04.1994, Москва.
Народный артист СССР (1978)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за театральные работы)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1984, за участие
в фильме "Остановился поезд")
Альберт-Олег
Родился в Приволжске Ивановской области. Отец - директор сельхозтехникума.
Мать - агроном.
Мама Олега, Надежда Андреевна, назвала своего старшего сына в честь бельгийского
наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита
в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать
Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом.
Работа в театре
В 1951 году Олег Борисов окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского
русского драматического театра имени Леси Украинки.
В 1964 году Борисов перешел в труппу Ленинградского Большого драматического
театра имени Горького, где под руководством известного театрального режиссера
Г.А.Товстоногова актер создал яркие запоминающиеся образы - например, принц Гарри
в "Короле Генрихе IV" В.Шекспира, Григорий Мелехов в "Тихом Доне"
по М.А.Шолохову, Сиплый в "Оптимистической трагедии" Вс.Вишневского.
В 1989-1990 годах Олег Борисов выступал на сцене МХАТа, а с 1989 года - в Центральном
театре Советской Армии, где он запомнился блестяще исполненной ролью императора
Павла в "Павле I" Д.С.Мережковского. С 1991 - художественный руководитель
и едущий актер Театра "Антреприза Олега Борисова" (Москва).
Первые работы в кино
В кино - с 1955 года, исполнил более 70-ти ролей. Режиссер-постановщик фильма
"Стежки-дорожки" (совм. с А.Войтецким). Работал на радио (с 1975, как
чтец и постановщик радиоспектаклей) и телевидении (с 1965). В Киеве на Андреевском
спуске выдающемуся актеру театра и кино в 1999 году открыт памятник.
Выпускник студии МХАТ, Борисов работал в Киевском театре русской драмы имени
Леси Украинки, когда начал сниматься в кино на киностудии имени Довженко. Он дебютировал
в эпизоде в фильме Марка Донского "Мать". И только через пять лет в
кино сыграл свою первую главную роль в картине "За двумя зайцами" (1961)
- незадачливого плута Голохвостого. Комедийное амплуа с тех пор за Олегом Ивановичем
как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить - и смешно, и зло. Он играл разные
грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль... Наверное, только пустую веселость
он бы сыграть не сумел. Но его "веселый талант" остался почти невостребован.
Был, правда, Кочкарев в "Женитьбе". Куда, казалось бы, прожженнее. Заигравшееся
в цинизм одиночество. Чаще использовали его "рефлектирующий талант"
в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Зрители и критика особо
отметили его игру в картине "Рабочий поселок" Владимира Венгерова, который
вышел в 1965 году.
В персонажах актера всегда жил потаенный бунт - противопоставление собственной
личности окружающему миру, его законам, которым герои Борисова не хотели подчиняться.
Это укрупняло характеры там, где драматургия предлагала усредненность или некий
шаблонный вариант. Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный
запас энергии выделяли персонажей Борисова, подчеркивая их неординарность, несомненную
духовную силу и значительность.
Так произошло в картине "Балтийское небо" (1961) в роли летчика Татаренко,
которому актер придал иные масштабы, нежели те, которые были в литературном варианте
экранизации романа Николая Чуковского. В комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1964) журналист Никитин становится заметной фигурой благодаря
игре Олега Борисова, владевшего и комедийным и драматическим жанром.
Зрелость
Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами,
когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего
обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, недемократичного
(в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому приручить себя,
непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую
иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания.
Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах
Вадима Абдрашитова "Остановился поезд" (1982), "Парад планет"
(1984) и "Слуга" (1988).
В картине «Остановился поезд», исполненной откровенной, предперестроечной взрывчатостью, играя
следователя-праведника Ермакова, Олег Борисов постепенно открывал лик холодного
догматика, для которого не существуют живые реальные люди с их ошибками, невольными
поражениями, болью, искривленными судьбами. Строка закона, по сути, истребляла
нравственность - так играл Борисов.
Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить
его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино.
Дело было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине
Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского" (1980) в разгар работы
из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого
фильма останется "опереточный Достоевский". И был наказан отлучением
от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын.
В "Параде планет" Борисов сыграл астрофизика Костина, человека вырванного
из реальности. Странный, загадочный мир предстал на экране в этой "почти
фантастической истории". "Накрытые ракетной установкой" во время
военных учений, оставаясь людьми, герои превращались в "духов", встречались
с прошлым, а в финале снова возвращались в свое настоящее, но уже другими, приобщившимися
к историческому, современному, общечеловеческому опыту.
Наконец в фильме "Слуга", Борисов создал партократа Гудионова, одного
из хозяев умирающей державы, который оказывается дьяволом во плоти, давно продавшим
или добровольно отдавшим свою душу ради власти. За роль в этом фильме Олег Борисов
получил в 1989 году "Нику" в номинации "Лучшая мужская роль".
Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере
видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались
меньше, было очевидно только ему одному. Странно только - почему ему все-таки
в кино давали играть не самых симпатичных людей? Таким были и персонаж "Слуги",
и профсоюзный подонок Рафферти в одноименном фильме (1980), который выбирает "правду",
а на самом деле готов на все ради спасения собственной шкуры. Даже в "Проверке
на дорогах" (1985) герой-партизан Соломин не внушает тех симпатий, каким
нас учили другие комиссары.
Хотя, конечно, и эта "концепция" не выдержит проверки "на Борисове":
был в его кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников
в картине Фрумина "Дневник директора школы" (1975), была картина "По
главной улице с оркестром".
Преддверием этих ролей была блестящая работа Олега Борисова в фильме «Крах инженера Гарина» (1973) по роману Алексея Толстого. Исполнение главной
роли Борисовым подняло картину на несколько порядков, придав ей глубинный философский
смысл: гениальный безумец инженер Гарин был готов уничтожить земной шар во имя
гиперболизированной в его сознании идеи власти.
Незабываемый актер
В творческой судьбе Олега Борисова русская литературная классика имела большое
значение в связи с его работами в театре и кино. Многие классические герои в исполнении
автора обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически вписывались
в контекст авторской позиции писателя.
Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева "Гамлет Щигровского
уезда" (телефильм был поставлен Валерием Рубинчиком в 1975 г). Бедный дворянин,
озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, - так играл Борисов, несколько
варьируя привычные представления об этом герое. Почти безумен был в решении актера
гоголевский Кочкарев (экранизация "Женитьбы" - 1977, снятая Виталием
Мельниковым), нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией заглушить
тоску, ощущение пустого течения дней. Конечно, это и одна из лучших ролей Олега
Борисова - Версилов в многосерийном телефильме "Подросток" (1983) по
роману Достоевского. Крайность душевных проявлений, зыбкость моральных норм -
и несомненная широта русской натуры, страсти особого рода, родственные равно как
любви, так и ненависти, мучительство и мученичество, - все сошлось в Версилове
Олега Борисова.
Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной
картине Виктора Трегубовича "На войне как на войне" (1968), Джона Сильвера
в экранизированном Владимиром Воробьевым «Остров сокровищ» (1982).
В театре, у Товстоногова, он играл все или почти все - в том смысле, что на
Борисова понятие амплуа не распространялось. Пока не прошла "любовь",
Товстоногов выжимал все, чем наградила природа артиста.
Человеческого и артистического обаяния у него было хоть отбавляй, а не хватало
чисто советского обаяния. Не зря тот же Товстоногов, зная, что следователь Шаманов
из вампиловской пьесы "Прошлым летом в Чулимске" - роль, которую лучше,
чем Борисов, никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному
с номенклатурной точки зрения. С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не "пропустили"
Олега Ивановича и в михалковскую "Родню". А какой мог бы получиться
дуэт Мордюкова - Борисов! На "Мосфильме" не захотели слишком сильного
социального накала. И не дали снимать Борисова. А он очень хотел.
Театральные спектакли живут и умирают, иногда сильно "старея" по
пути. Киноленты не умирают, они могут только бесконечно стареть. Но даже самые,
казалось бы, актуально-современные роли Борисова не устарели, - все равно они
были "над" (или "за"). Потому-то и отказывали ему в былые
времена от некоторых ролей. Боялись сурового таланта.
Личная жизнь
Жена Олега Ивановича - Алла Романовна Борисова (в девичестве - Латынская),
много лет проработала главным редактором творческого объединения "Телефильм"
киностудии "Ленфильм".
Алла Романовна: "Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо. Мы оба праздновали
свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался
рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно
сошлись, ведь сочетание наше - очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают
на Скорпионов!
Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для
нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества.
Мои "фирменные" праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен
и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья,
он больше общался с друзьями, чем закусывал.
Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него
надеть костюм с галстуком было проблемой: "Я же не Актер Актерыч", -
ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда
стал читать в концертах..."
В 1956 г у них родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное образование,
он занимается также киноиндустриальной деятельностью. Юрий - режиссер телефильма
"Бенефис несыгранных ролей" и кинокартины "Мне скучно, бес"
с отцом в главной роли.
Олег Борисов писал дневники - целых 20 лет он доверял бумаге самое сокровенное.
Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию:
"Когда меня не станет, не спеши это публиковать". Лишь пять лет спустя,
накануне юбилейной даты: 8 ноября великому актеру исполнилось бы 70, дневники
Олега Борисова - книга "Без знаков препинания" - увидела свет. Название
для будущей книги-дневника он придумал сам.