Заслуженный артист (2007)
Кавалер ордена Михайло Ломоносова (2007)
Детство и юность
Евгений родился в Хабаровске, но затем семья переехала на Украину в Никополь,
где и прошло его детство. Отец Жени погиб рано и его вместе с младшим братом Вовой
воспитывала мама. Ей приходилось нелегко. Работая целый день (она была педагогом),
времени уделять детям не хватало, и они целыми днями были предоставлены сами себе.
В детстве Евгений занимался музыкой, любил петь, но конкретных целей на будущее
у него не было. По окончании школы он был призван в армию. Юноша служил в топогеодезических
войсках, занимался программированием крылатых ракет.
О том, чтобы стать актером или певцом, Евгений как всерьез не задумывался.
По настоянию мамы он поступил в Харьковский университет на французское отделение
филфака. Однако вскоре судьба распорядилась по-другому. Младшего брата комиссовали
из армии, маме было тяжело содержать двух взрослых сыновей, и Евгений пошел на
завод. Юноша работал на станках с ЧПУ. Увлекшись работой, он нередко во весь голос
пел песни. Однажды к нему подошел старший смены и, похлопав по плечу, сказал:
«Что ты здесь делаешь? Тебе надо ехать в столицу и петь там!» Евгений задумался
и… решился.
Театр «Буфф»
Евгений решил поступить московский институт имени Гнесиных. Но оказалось, что
в тот год приема не было. Что ж: если не Москва, значит, Ленинград. Юноша отправился
в северную столицу и в 22 года стал студентом ЛГИТМиК имени Н.К.Черкасова (мастерская
А.Н.Куницына).
Окончив в 1990 году институт, Евгений был принят в труппу театра «Буфф». Он
вспоминает: «Я начинал работу в театре "Буфф", когда там была блистательная
команда: Юра Гальцев, Гена Ветров, братья Ануфриевы, Гоша Пицхелаури, Миша Трясоруков,
Лена Воробей (тогда Либенбаум) и другие. Мы были молодые, у нас фонтанировали
энергия и фантазия. Ужас, за какие копейки мы играли по три спектакля в день!
За талоны играли! Сейчас вспоминаю - и бред, и ужас, и восторг! Это была хорошая
школа - и профессии, и выживания».
«АукцЫон»
Одновременно Дятлов всерьез занимался рок-музыкой, которой увлекся еще, будучи
студентом. Он участвовал в рок-фестивалях, пел в группе «АукцЫон» (с его участием
был записан диск «Как я стал предателем»), исполнял альтернативный рок в других
группах.
Евгений рассказывает: «Я увлекался роком и мыслил себя именно в этом направлении.
Мне нравилась эта бескомпромиссная музыка. Знаете, почему молодежь так чутко реагирует
на рок? Просто приходит пора разочарований, пора принятия решений, с одной стороны,
и невозможности самостоятельно решить что-либо - с другой. Формы поведения других
людей становятся непонятными и необъяснимыми, и ты пытаешься вырваться из замкнутого
для тебя круга. На этом фоне альтернативный рок, эмоционально отвечающий сексуальным
позывам и бунтарскому духу, становится второй реальностью. У меня произошло то
же самое: когда внутри все было тихо - мы с мамой и бабушкой пели русские песни
и романсы, когда все закипело - начался рок».
Но в «АукцЫоне» Евгений Дятлов пробыл недолго. Как он признается, надо было
немного потерпеть, поиграть на скрипке, но его не устраивала такая роль в группе.
Молодому человеку хотелось быть лидером на сцене. К тому же и его девушка советовала
бросить этот «ужасный «АукцЫон», этот «цыганский табор». В итоге Евгений покинул
группу…
Актер и певец
В 1991 году Евгений Дятлов покинул театр «Буфф». Целый год он был безработным,
пока его не пригласил в Молодежный театр Семен Спивак. Там Евгений проработал
целых семь лет.
На сцене Молодежного театра Дятловым были сыграны роли в спектаклях: «Гроза»
(Шапкин), «Мещанин во дворянстве» (Фехтовальщик), «Трехгрошовая опера», (Маттиас-монета),
«Ночь ошибок» (Гастингс), «Дни Турбинных» (Шервинский).
С переходом в Молодежный театр Евгений Дятлов постепенно отошел от рок-музыки:
«В общем, устал я от рока. Параллельно шли театральные проекты, соответственно,
я общался не только с альтернативщиками, но и с театралами, художниками. Заканчивался
концерт, приходило время нормального человеческого общения, а альтернативный рок,
сами понимаете, за столом не споешь. Вот я и начал снова петь русские романсы».
Как-то друзья, которым очень нравились песни Евгения, посоветовали ему сделать
концертную программу. Первый концерт, на который пришло тридцать человек, состоялся
на территории зоопарка. Дальше – больше. Менялись залы, появлялись поклонники.
Постепенно Дятлов стал известным и любимым исполнителем романсов, сольные концерты
которого проходят с неизменным аншлагом.
В феврале 1998 года Евгений перешел в Театр Сатиры на Васильевском. Очень скоро
он стал одним из ведущих артистов труппы, что во многом обусловлено его мощной
энергетикой, профессиональным мастерством и поразительными вокальными данными.
В настоящее время в его профессиональном диапазоне и характерные роли, и амплуа
героя-любовника. Успеху у публики способствует и яркая мужественная фактура артиста.
Среди его работ в этом театре: Рутилов в спектакле «Вертепъ» по роману Федора
Сологуба «Мелкий бес», Вальмонт в спектакле «Опасные связи» и другие.
Как утверждает актер: «В последнее время я не рвусь участвовать в каждом спектакле.
Я возьмусь за роль, в которой мне будет стопроцентно интересно и в которой я увижу
свой путь, чтобы его пройти, вновь открыть себя и расти - вот это интересно!»
Герой сериалов
В кино Евгений Дятлов начал сниматься в конце 90-х. Первоначально это были
исключительно сериалы. Он появлялся чуть ли не в каждом втором теледетективе.
В «Улицах разбитых фонарей», в «Агенте национальной безопасности» (Шитиков), в
«Бандитском Петербурге» (Христенко). В сериале «Охота на золушку» его герой Дан
– эдакий убийца-оборотень.
Среди тех режиссеров, с которыми ему особенно интересно было работать, Евгений
называет Бориса Горлова и Игоря Москвитина («Черный ворон»). «Они очень тщательно
отнеслись к своему делу. Дух и атмосфера фильма соответствуют 50-м годам. А если
бы вы знали, каким мизерным бюджетом все это делалось!» - говорит актер.
В сериале «Черный ворон» Дятлов сыграл Алексея Захаржевского - того самого
молодца, для охмурения которого героиня Анны Самохиной пустила в ход черную магию.
Здесь Евгению довелось впервые сниматься в эротической сцене. Он вспоминает: «Мне
было не по себе: стоит в помещении вся съемочная группа: Партнерша, Анна Самохина,
обнаженной сниматься отказалась, ее заменила дублерша. Сначала мы с ней у стола,
потом в кровати, а затем она от меня убегает по коридору, а я ее догоняю. Я впервые
разделся догола перед таким количеством народа, состояние сумасшедшее. И вот,
когда я за ней побежал, от своего зажима не нашел ничего лучше, как размахивать
над головой трусами. Когда мы смотрели потом материал, не могли удержаться от
улыбки - появилась симпатичная краска у эпизода. Но редактор сериала была возмущена:
герой-любовник не должен так себя вести! И кусок, где я резвился, вырезали».
Работа в «большом кино»
Первой ролью Евгения Дятлова в «большом кино» стала небольшая роль в комедии
Ивана Дыховичного «Копейка». Однако тот фильм актер считает неудачным: «Гениальный
оператор Вадим Юсов, отличные партнеры, модный сценарист Владимир Сорокин: А радости
нет! Фильм оставляет неприятный осадок, этот юмор запредельный мне неприятен -
над некоторыми вещами просто не надо скалозубничать, как это сделал Дыховичный».
Зато благодаря «Копейке» Евгению довелось поучаствовать в криминальной драме
«Мусорщик», правда, не в качестве актера, а певца. Дело было так. Для «Копейки»
им был записан романс «Не уходи, побудь со мною», который услышали в соседней
студии, где и происходили съемки «Мусорщика».
Евгений Дятлов вспоминает: «Ко мне подбежали: "Только вы нас выручите!"
Оказалось, что в соседней студии заканчивается работа над "Мусорщиком"
- все смонтировали, идет озвучание. И выяснилось, что парень, который поет романс
на корабле, не попадает ни в одну ноту и вообще у него нет ни голоса, ни слуха.
Значит, надо, чтобы кто-то перепел романс. Это не так просто, если учесть, что
все уже снято, смонтировано и надо попадать точно в его артикуляцию. Но самое
интересное: они решили, что мелодия тоже неудачная, и написали новую. Правда,
нот еще нет. Представляете?! И мне еще говорят: "Женя, побольше чувств!"
Через пару часов я уже весь взмок и говорю: "Ладно, сейчас дам!" Разделся
по пояс, разулся и, босой, такое стал выдавать! Мне потом рассказали, что на премьере
в Доме кино после моего романса раздались аплодисменты - вот и вся награда за
мой необычный труд».
В том же году Евгению довелось сыграть в фильме М. Баркана «Первое мая», рассказывающей
историю питерского парадного, ставшего местом встреч друзей, а потом и их детей
1 мая в разные годы.
Нетрадиционная роль
Несколько необычной стала роль Дятлова в сериале «Линии Судьбы». Его, олицетворение
мужественности, настоящего героя-любовника, уговорили сыграть поп-звезду нетрадиционной
ориентации Эдуарда Воскресенского. Вообще-то Евгений давно хотел сняться у режиссера
Дмитрия Месхиева, но о такой роли он, естественно, и не помышлял.
Задачей Месхиева было обмануть зрителя. Он поставил своим ассистентам задачу
найти актера, в котором бы не было "голубизны", то есть постараться
поначалу обмануть зрителя. Так и возникла кандидатура Дятлова. Первоначально Евгений
наотрез отказался, но затем все же согласился встретиться с режиссером. Как только
Месхиев увидел актера, он сразу воскликнул: «Этот? Отлично! Про него зрители точно
не подумают! Будем снимать».
Однако этой работой Евгений остался недоволен: «Я оказался на чужом пиру: это
фильм Гармаша, Хабенского, Розановой, Наташи Сурковой: Хотелось ПОРАБОТАТЬ, а
получилось - как будто сам вокруг себя на одной ноге протанцевал».
Последние работы
Почти все газетные статьи, посвященные его персоне, грешат хвалебными одами
«яркой мужской фактуре», которую журналисты с маниакальной тщательностью вставляют
в авторские ремарки. Впрочем, здесь не поспоришь: его чертовски привлекательные,
хотя и не слишком озабоченные моральными догмами герои действительно очаровывают
всю женскую аудиторию. Сам же актер не доволен своей экранной судьбой. Да было
несколько интересных по его мнению работ – в «Черном вороне», «Бандитском Петербурге»…,
но Евгению хочется большего.
В 2004 году Дятлов был приглашен в знаменитый сериал про «Ментов» (кстати,
в «Улицах разбитых фонарей» ему уже доводилось играть в конце 90-х). Произошло
это после того, как из сериала ушли Нилов, Селин, Абдулова и Кузнецов, оставшимся
там Соловцу и Волкову (Половцев и Трухин) срочно понадобились новые партнеры.
Так в сериал были приглашены Оскар Кучера
и Евгений Дятлов.
Другая деятельность
Помимо работы в кино Евгений Дятлов довольно успешно занимается дубляжом западных
фильмов на студии «Нева-1». Его голосом говорят: Нортон («Бойцовский клуб»), Бен
Аффлек («Перл Харбор»), Уильям Дефо («Десперадо-2»), Вин Дизель («ХХХ»). Кроме
того, он работал с популярным диснеевским мультфильмом «Корпорация монстров»,
где озвучил персонажа Рендала.
Об этой своей деятельности Евгений говорит: «Это очень интересная и своеобразная
работа, требующая особого подхода и колоссального напряжения. Чтобы зритель наслаждался
качественно озвученным зарубежным фильмом, филигранную работу проделывают и режиссер
дубляжа, и укладчик, который переводит и составляет фразы так, чтобы они совпадали
по артикуляции, и актер, который должен попасть в артикуляцию и при этом интонацией
передать характер героя. Это непросто и даже мучительно: иногда работа летит на
вдохновении, а порой и до 15 раз приходится прокручивать петлю фразы, чтобы голос
органично лег на изображение. Качество всего фильма в итоге во многом зависит
от каждого конкретного актера, диапазона его голосовых данных. Неудачный дубляж
запросто испортит хороший фильм».
Что же касается работы в рекламе, то, вообще-то Евгений принципиальный ее противник.
Но однажды ему довелось сняться и там. Он вспоминает: «Я снимался у Дыховичного
в картине «Копейка», подбежала помреж и шепчет: «Есть хороший режиссер, который
нетривиальные рекламы делает». Я начал отнекиваться, потому что принципиальный
противник съемок в рекламе, она - уговаривать: «Это будет как кусок из фильма
50-х годов». На это я согласился».
В итоге в рекламе масла «Сила лета» мы увидели обаятельного героя, который
появляется с гитарой, чмокает в щеку девушку и смущается. Ролик получился милым
и ненавязчивым.
Личная жизнь
Первой женой Евгения Дятлова была актриса Дарья Лесникова. Она известна по
роли русской проститутке в культовом фильме «Брат-2». Евгений и Дарья поженились
еще на 4-м курсе института. У них родился сын Егор. Вместе Дятлов и Лесникова
работали в Молодежном театре, но затем их пути разошлись.
В настоящее время Евгений женат на актрисе Театра сатиры Юлии
Джербиновой. Вместе они снимались в фильмах «Черный ворон» и «Морской узел».
Игорь BIN
Использованные материалы:
Юлия Щеткова, «Евгений Дятлов: Иногда хочется бросить все и пойти в психоаналитики»
(«Новая Сибирь» http://www.newsib.cis.ru);
Андрей Кулик, «Евгений Дятлов: Герой-любовник не должен так себя вести!» («Челябинский
рабочий» от 19.08.2004 http://www.chelcom.ru);
Алла Фесенко, «Евгений Дятлов: Не хочу "возмущать пространство" пустыми
ролями» (Газета «Петербургское качество» http://petkach.spb.ru);
Елена Светлова, «Дятлов ушел из цыганского табора. Так его девушка называла группу
«АукцЫон» («Смена» 25.01.2004 http://smena.ru);
Евгений Дятлов http://www.kinobrat.ru;
Елена Петрова, «Дятлов как единство Кота и Рыбы» («АиФ Петербург» № 4 (493) от
22.01.2003 г.);
Фото http://bandpeterburg.narod.ru