Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Комедия "Афоня" Режиссер: Георгий Данелия Комедия Георгия Данелии "Афоня" - одно из лучших отечественных кинопроизведений. Картина занимает по посещаемости 15-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката (для справки: первая тройка это – «Пираты ХХ века», «Москва слезам не верит» и «Бриллиантовая рука»). Как и все работы великолепного Мастера Георгии Данелии, "Афоня" вызывает не только смех, но и легкую грусть, заставляет задуматься. При всей своей легкости, это глубокое, философское произведение... Премьера: 13 октября 1975. Главные герои: Другие персонажи:
Сюжет и героиГлавный герой картины - сантехник Афанасий Борщев (актер - Леонид Куравлев), или просто - Афоня. Живет он весело и беззаботно, не особо утруждает себя работой, не гнушается левыми заработками, дерзит начальству, понимая, что сантехники сейчас нарасхват. По вечерам Афоня развлекается в кафе или на дискотеках, где с ним порой случаются инциденты. Милиция уже не раз задерживала его за различные мелкие проступки, сообщаяя затем на работу. Там ему периодически устраивают товарищеские суды, однако его это, похоже, мало трогает. Однажды в жизни Афони появляются два человека. Первый - штукатур Коля (актер Евгений Леонов), человек мягкий, добродушный. Они случайно познакомились в пивной. Когда Колю за пьянку жена выгнала из дома, он пришел к Афоне с просьбой временно пожить у него. Во время совместного проживания Коля старается воздействовать на друга, убедить, что такое существование - неправильное. Причем делает это он без нравоучений, а по простому, по житейскому, и в этом главная ценность их общения. Второй человек, изменивший жизнь Афвнасия - медсестра Катя Снегирева. Они тоже знакомятся случайно. Поначалу Афанасий не воспринимает Катю серьезно - она явно не его типаж: тихая, скромная, застенчивая, домашняя девушка. Ему же больше нравятся эффектные барышни. Только позже он оценит, какое место в его душе занимает Катя. История создания картины *История фильма «Афоня» началась со сценария молодого выпускника ВГИКа Александра Бродянского. Это была его дипломная работа, написанная в 1973 году и получившая затем приз на конкурсе сценариев. Тем не менее, ее почему-то никто не брался ставить. И только Данелия увидел, что из этого может получиться отличный фильм. На главную роль сантехника Афанасия Борщева Георгия Данелия сразу планировал Леонида Куравлева. Однако вызвал его режиссер не сразу, перепробовав ряд других претендентов: а вдруг в их исполнении Афоня откроется с другой стороны. Среди них были: Владимир Высоцкий, Владимир Носик, Георгий Бурков, Николай Караченцов, Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и другие. Высоцкий не подошел, поскольку смотрелся в роли очень мощно и серьезно, а Данелии необходимо было больше юмора. Носик показался слишком положительным, он как-то не выглядел дебоширом и выпивохой. С Бурковым все обстояло в точности до наоборот: алкоголиков ему было играть не впервой, но вот в то, что в него может влюбиться такая светлая девушка, как Катя Снегирева – не верилось. А вот Караченцова подвели… зубы. Рассказывают, что ассистентка режиссера, увидев актера, заявила, что ему необходимо обязательно делать накладку, поскольку такой улыбкой девушку не очаруешь. Пересмотрев претендентов, Данелия утвердился в мысли, что именно в Леониде Куравлеве он найдет необходимый баланс положительных и отрицательных качеств, юмора и серьезности, раздолбайства и обаяния. И режиссер оказался прав. Главную женскую роль медсестры Кати Снегиревой могли сыграть: Елена Прудникова и Анна Каменкова. Актрисы великолепные, однако, как и в случае с Высоцким, фильм мог бы получиться слишком серьезным. А вот Евгения Симонова придала картине необходимую легкость. С Федулой все обстояло проще. На эту роль тоже были претенденты, но Брондуков
смотрелся намного убедительнее остальных. Единственный минус, который поначалу
отмечали – это то, что актер своим напором перекрывал различных исполнителей Афони.
И только, когда был утвержден Куравлев, все встало на свои места. Занимательные факты, ляпы и прочие интересные моменты *Борислав Брондуков (кстати, в жизни не употреблявший алкоголь) блестяще вошел в образ Федулы. Одна из сцен снималась в ресторане. Во время перерыва Брондуков, не переодеваясь, вышел покурить, а обратно его не захотели впускать, действительно приняв за алкаша. Актриса Татьяна Распутина снялась в нескольких картинах Данелии. Но больше всего запомнилась ее героиня в «Афоне». В какой–то степени к этому успеху причастен муж костюмерши. Дело в том, что для увеличения груди решили применить манную крупу, которую засыпали в бюстгальтер. Во время съемок костюмер заболела и прислала вместо себя мужа. Тот долго пытался помочь актрисе одеть пикантный предмет одежды, а потом решил туго затянуть бретельки на узел. Эффект получился с ног сшибательным! Взоры всех зрителей были прикованы к груди Распутиной. В сцене, когда герои Куравлева и Симоновой встречаются во дворе, на Афоне то одна рубашка, то другая. Произошло это случайно. Сцену снимали в течение дня. В обед актер переоделся и забыл об этом. Ляп был замечен уже после монтажа, когда переснимать было уже поздно. Решено было оставить, как есть. В фильме «Афоня» состоялся кинодебют группы «Машина времени». За использование
песни Андрей Макаревич получил большой по тем временам гонорар - около 500 рублей,
на который приобрел для своей группы дорогой импортный магнитофон «Грюндиг» для
записи своих песен. Грустная комедия о русской душеВ чем секрет некоторых шедевров, которые остаются актуальными спустя десятилетия, остаются всенародно любимыми, их не устают цитировать? При рождении очередного фильма необходимо, чтобы сошлось множество разных факторов: интересный сценарий, режиссерская мысль, актерское мастерство и… что-то еще, свыше… Если такая искра посещает картину, тогда и рождается шедевр, подобный картине Данелии «Афоня». Фильм Георгия Данелии «Афоня» при всей его кажущейся комедийности, это, на самом деле, картина об одиночестве и о русской душе. В первой половине мы наблюдаем за хамовато-обаятельным раздолбаем, для которого жизнь – развлечение. Сантехник ЖЭКа Афоня Борщев особо не утруждает себя не работе, зная, что его не выгонят. Такой уверенный в себе пролетарий, знающий где подкалымить на стороне, как вести себя с начальством и с жильцами. Сюжет весело катится по привычной дорожке, и только грустные глаза главного героя порой выдают, что не все в его жизни гладко. Как-то незаметно глазу сюжет становится все более грустным. Зритель влюбляется в героя, увидев в нем человека, близкого себе. Он близок именно противоречивостью характера, что так свойственно русскому человеку. В Афоне уживаются: лень, разгильдяйство, безответственность с отзывчивостью и доброжелательностью, хамоватость с юмором, душевной простотой и широкой натурой. Жизнь его протекает как-то мимо, все «на авось», а в итоге – в какую-то пустоту. Самое ценное, как ко всему этому подходят создатели картины. Они не занимаются морализацией, не осуждают главного героя, не скатываются к сатире, а наблюдают за ним с мягкой иронией и добротой. И это не может не передаться зрителю. В свое время Георгия Данелию упрекали за то, что он в финале «наградил» своего героя любовью, а не осудил его. Но в этом и заключается гениальность режиссера, тонко прочувствовавшего грань. Иначе вышло бы что-то вроде «Амнистии» с Георгием Бурковым. Очень важными персонажами в фильме являются Коля (Евгений Леонов) и Катя Снегирева (Евгения Симонова). Это два спасательных круга, которые судьба подбрасывает главному герою. Все эти товарищеские суды (где участникам глубоко по-барабану судьба Афони, им бы побыстрей домой – к телевизорам), все увещевания начальства – все это давно не действует на Борщева. А вот живое общение с Колей заставляет его по-новому взглянуть на жизнь. Как получилось, что хороший парень, у которого «золотые руки», превратился в прожигателя жизни, от которого ушла жена? На протяжении фильма мы не раз увидим мечты Афоне о тихой, уютной семейной жизни с большими домом, красавицей-женой и кучей детишек. Но каждый раз реальность будет возвращать зрителя в пустую и неуютную квартиру главного героя, где даже и телевизора то нет. Нравственным очищением для Афони обернется поездка в родную деревню, где ему предстоит встретить дядю Егора. Он тоже не будет говорить высоких слов о чести, порядочности – просто покажет письма скончавшейся тети Фроси, которые она отправляла сама себе, якобы от имени Афони. Чем ближе финал картины, там острее одиночество и неприкаянность Афанасия.
В таких случаях может спасти лишь любовь. И есть такая девушка, которая его любит
– тихая и застенчивая, какая-то очень домашняя, Катя Снегирева. Та самая, на которую
он не очень-то обращал и внимания, а смог по-настоящему разглядеть и оценить лишь
издалека, из родной деревни. Финал фильма оставляет зрителю надежду на начало
новой жизни Афанасия. Ему бы только не упустить этот, может быть последний, шанс… Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы. * По материалам статьи Анны Велигжаниной "Афоней вместо Куравлева мог стать Караченцов", "Комсомольская правда", 27 ноября 2003 г.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|