Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Историко-революционный фильм "Чапаев" Режиссеры: Георгий Васильев, Сергей Васильев
Кинокартина братьев Васильевых "Чапаев" - легендарный фильм, любимый миллионвми зрителей, обласканный властями и наградами. Это уникальное полотно, ставшее символом эпохи и успешно пережившее многие десятилетия. В основе картины - сценарий, созданный Анной Фурмановой по дневникам Дмитрия Фурманова, его роману "Чапаев" и воспоминаниям ветеранов-чапаевцев, который затем был существенно переработан братьями Васильевыми. 25-й дивизии Красной армии, возглавляемой Василием Ивановичем Чапаевым, предстоит вступить в бой с отборным частям каппелевцев. По приказу партии в помощь Чапаеву направлен молодой, умный комиссар Дмитрий Фурманов. Отношения между ними строятся не сразу, порой со стороны Чапаева возникает непонимание и недоверие. Но затем они становятся настоящими боевыми товарищами... Премьера: 7 ноября 1934 г. Награды: Главные герои: Другие персонажи:
История создания"Братья Васильевы" - на самом деле творческий псевдоним двух режиссеров-однофамильцев Георгия и Сергея Васильевых никогда в родстве не состоявших. Вместе они начали работать с 1928 года, но до своей легендарной киноленты "Чапаев" ничего особо примечательного на киноэкране не создали. Сценарий, написанный по книге Дмитрия Фурманова "Чапаев", поначалу интереса у них не вызвал. Но затем Васильевы (кстати, оба являвшиеся участниками Гражданской войны) увидели в неи возможность создать увлекательную кинокартину. Режиссерам на "Ленфильме" дали "добро" на съемки картины, но поначалу лишь в немом варианте. Им пришлось долго отстаивать право снять звуковую версию, и они этого в результате добились. Поначалу на роль Василия Ивановича Чапаева братья Васильевы планировали знаменитого актера МХАТа Николая Баталова. Однако тот отказался сниматься в картине о Гражданской войне (в те годы эта тема была изрядно дискредетирована слабыми фильмами). Второй кандидатурой был Борис Бабочкин - актер Ленинградского академического театра драмы. Режиссеры рассматривали его на несколько разных ролей (в том числе и Петьки). Но попробовав Бабочкина в роли Чапаева, они поняли, что лучше него никто не сыграет. В итоге утвердили Бабочкина, и, как оказалось, этот выбор оказался залогом успеха картины. Персонажа Петьки в книге Фурманова не было, он был придуман Васильевыми. На эту роль пробовался опытный актер Яков Гудкин и даже поначалу был утвержден, но в ходе съемок стало ясно, что его кандидатура не подходит. В результате Петьку сыграл Леонид Кмит. Так же как и для Бабочкина, эта роль для актера стала "звездной". На роль Анки-пулеметчицы режиссеры пригласили Варвару Мясникову, которая уже снималась в их предыдущих картинах "Спящая красавица" и "Личное дпло". А роль Фурманова была доверена актеру Ленинградского ТЮЗа Борису Блинову, для которого эта картина стала дебютом. Так же в "Чапаева" дебютировал ставший впоследствии знаменитым актером Георгий ЖЖенов. Он сыграл Терешу. Павильонные съемки фильма "Чапаев" производились на студии "Ленфильм" в Ленинграде, натурные съемки - в окрестностях города Калинин. В фильме было допущено достаточно исторических неточностей. Например знаменитые черные мундиры каппелевцев с аксельбантами и знамя с черепом и костями были придуманы режиссерами для пущего эффекта, так же как и самая знаменитая сцена психической атаки. Известно также, что части Каппеля и Чапаева вообще не встречались в бою. Кстати, сцену психической атаки цензура требовала изъять, считая, что это героизирует Белую армию. Но сами Васильевы считали ее ключевой и на свой страх и риск оставили. На генеральном просмотре присутствовали К.Е. Ворошилов и С.М. Буденный, которые высоко оценили и сам фильм и психическую атаку в частности. В итоге сцену оставили. В процессе создания картины братья Васильевы снимали несколько финалов: помимо трагического были и два варианта оптимистических, в которых показывали счастливых Петьку с Анкой, а за кадром звучал голос Чапаева. Однако, уже отсняв эти финалы, режиссеры поняли, что выглядят они слишком фальшимо, и оставили всем известный трагический исход с гибелью Чапаева . 4 ноября 1934 года "Чапаев" был показан Сталину. Иосиф Виссарионович пришел в полный восторг. Он пригласил режиссеров картины и поздравил их с успехом, отметив, что "Чапаев" будет иметь большое воспитательное значение. Уже на следующий день Сталин потребовал, что бы ему вновь показали эту картину. "Чапаев" стал любимым фильмом Иосифа Виссарионовича. Известно, что до конца он просмотрел его 16 раз. Премьера фильма состоялась 7 ноября 1934 года и сразу же вызвала небывалый ажиотаж у зрителей. Говоря современным языком, "Чапаев" стал первым советским блокбастером. Фильм, без всякого преувеличения, смотрела вся страна. Только за первый год проката фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей. Мало того, 21 ноября на первой странице газеты "Правда" появилась большая статья, посвященная "Чапаеву". До этого не бывало случая, чтобы передовица главной партийной газеты страны отводилась кинофильму. Легендарный ЧапаевТакой всенародной любовью, какой на протяжении многих десятилетий пользовался и продолжает пользоваться фильм «Чапаев», наверное, не было ни у какой другой кинокартины. Секрет успеха во многих факторах, успешно соединившихся в один прекрасный момент. Начнем с того, что фильм братьев Васильевых стал символом той эпохи, великой и трагичной. Безусловно, центральную роль в успехе занимает сам образ Чапаева, выполненный Борисом Бабочкиным просто гениально (тут нет ни грамма преувеличения). Да, он далек от реальной личности, но задача в этом и не ставилась. Бабочкин и Васильевы представили зрителям легендарно-былинный образ гениального полководца, наделенного острым, пытливым умом, храбростью, жаждой жизни и даром убеждения. Как тут не вспомнить его крылатые выражения: «А буду я грабить - в меня стреляйте! Не жалей Чапаева!» Вместе с тем, в образе Чапаева, создатели не ограничились одними положительными красками. Они решительно отошли от трафаретности, добавив ко всему этому не всегда по делу взрывной характер, малограмотность, а местами и некоторую комичность в его действиях. Впрочем, отсутствие знаний, у Чапаева с лихвой компенсируется удивительной смекалкой и находчивостью. Вспомнить, хотя бы его разговор по поводу «за большевиков он, али за коммунистов» и за какой конкретно интернационал. В итоге получилось так, что все эти недостатки стали продолжением его достоинств, сделав его живым и близким каждому, человеком от народа. В каждой сцене чувствовался нерв его жизни, неутомимая энергия, которая не могла не покорить зрителя. Очень грамотно выстроены сцены взаимодействия Чапаева со своим комиссаром Фурмановым, которые раскрывают нам характер главного героя. Вот он врывается в комнату разъяренный, круша стул, а через минуту, его ярость сходит на нет от реплики комиссара о Македонском. Да, он не знает этого великого полководца, но растерянность быстро сменяется уверенным: «Если ты знаешь, то и я должен знать». Вот она – жажда знаний, уверенность в том, что простому человеку все подвластно, нужно только желание. А не в этом ли отражение всего задорно-революционного настроя: мы пришли с самых низов, но мы научимся руководить этим государством! Другие образы на порядок менее масштабны, нежели Чапаев, но и они заслуживают внимания. В первую очередь это лихой, обаятельный рубаха-парень Петька, ординарец Чапаева и отважная Анка-пулеметчица. Сцена, где Петька учит ее обращаться с пулеметом, просто шикарна. Учеба, переходящая во флирт, который тут же решительно пресекается Анкой. А затем ее реплика: «Учи, дьявол, пулемёту!» Какое упорство, какая самоотверженность чувствуется в каждом ее слове и жесте. А какое у нее было лицо, когда она стреляла! Противоположная сторона, а именно белогвардейцы, вполне естественно, изображены несколько карикатурно. Для того времени иначе быть и не могло. Но и здесь Васильевы умело уходят от опасности превратить картину в чистую агитку. Ключевой момент – психическая атака каппелевцев. Понятно, почему режиссеры так отстаивали эту сцену: она привносит в сюжет необходимый баланс. Может быть с военной точки зрения эта атака бессмысленна, но какое презрение к смерти сквозит в этих офицерах, чеканящих шаг! Даже из уст красных вырывается: «Красиво идут!». Это просто потрясающий сценарный ход. Ко всему перечисленному стоит отметить очень сбалансированный сюжет, богатый на разные эмоции, где находится место и смеху и грусти, где тревожная безнадежность резко сменяется эйфорией победы. Плюс ко всему гениально-трагичный финал, превращающий образ Чапаева в легенду. Другие фильмы о ЧапаевеВ 1941 году режиссер Владимир Петров (поставивший фильмы "Пктр Первый" и "Кутузов") выпустил короткометражку "Чапаев с нами", где показано, как Чапаев спасается и призывает красноармейцев громить фашистов. С художественной точки зрения картина вряд ли имеет ценность, но зато она дала колоссальный эмоциональный заряд солдатам, защищавшим нашу Родину в первые месяцы Великой Отечественной войны. В 2012 году режиссер Сергей Щербин решился поставить многосерийный фильм "Страсти по Чапаю". Вопреки многим опасениям, получилась высококачественная кинолента о реальной жизни легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева (главную роль в ней сыграл Сергей Стрельников). Игорь BIN и сайт Хочешь посмотреть фильм с любимым актером, а за городом нет интернета? Купи усилитель интернета! Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|