Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Историко-биографический фильм "Щорс"

Режиссеры: Александр Довженко, Юлия Солнцева (Пересветова)
Сценарист: Александр Довженко
СССР. Производство: Киевская киностудия. 1939 г.

Щорс Историческая эпопея режиссеров Александра Довженко и Юлии Солнцевой переносит зрителя в далекий 1919 год, когда Украина была объята пламенем Гражданской войны. Красная армия освобождает Украину от иностранной интервенции и банд Петлюры, встречая поддержку трудового украинского народа. Из недр народа и рождается легендарный красный командир Щорс.

Премьера: 1 мая 1939 г.

Награды:
Сталинская премия первой степени режиссеру фильма Александру Довженко (1941)

Главные герои:
Николай Александрович Щорс (Евгений Самойлов)
Василь Назарович Боженко (Иван Скуратов)
Северин Черняк / дед Чиж (Лука Ляшенко)
командир Бурденко (Юрий Титов)
командир Гавриченко (П. Красилич)
командир Михайлюк (Александр Гречаный)
командир Антонюк (Николай Макаренко)

Другие персонажи:

боец (Юрий Бантыш)
боец (Д. Барвинский)
боец (Дмитрий Костенко)
боец (Пётр Масоха)
молодой стрелок (П. Радецкий)
боец (П. Татаренко)
комиссар Исаак Тышлер (Валентин Дуклер)
Петро Чиж (Фёдор Ищенко)
Настя (Нина Никитина), невеста Чижа
ткач / Виниченко (Дмитрий Милютенко)
ткачиха (Анна Борисоглебская)
Савка Троян (Александр Хвыля)
Вурм Бертольд (Д. Кадников)
немецкий полковник (Сергей Комаров)
Петлюра (Георгий Полежаев)
инспектор (Юрий Лавров)
инспектор (Виктор Халатов)

атаман Коновалец (Гнат Юра)
немецкий солдат, делегат (Освальд Глазунов)
Отто (Ганс Клеринг), немецкий солдат
Гофман (Николай Комиссаров), немецкий солдат
полковник Федоров (Александр Загорский)
Богунец (Александр Сегал)
генерал Терешкович (Амвросий Бучма)
анархист (Лаврентий Масоха)
полковник Кучеренко (Габриэль Нелидов)
Прокопченко (Степан Шкурат), старый партизан
провокатор (Николай Крючков)
военнопленный (Борис Безгин)
молодой красноармеец (Борис Андреев)
буржуа (Эмилия Мильтон)
боец (Николай Яковченко)
начальник штаба (Павел Киянский)

Украинский Чапаев

ЩорсФильм "Щорс" стал ответом на вышедшую в 1934 году знаменитую кинокартину Георгия и Сергея Васильевых "Чапаев". Как известно, "Чапаев" покорил Сталина, мгновенно став его самым любимым фильмом. Увидев его в первый раз 4 ноября, Сталин в течение последующих четырех месяцев пересмотрел "Чапаева" более тридцати раз! На один из просмотров Иосиф Виссарионович пригласил режиссера Александра Довженко. Тогда же Сталин поделился идеей создания новых картин, прославляющих героев Гражданской войны, в частности создания "украинского Чапаева" - Щорса. Впоследствии Довженко рассказывал, что как такового приказа от Сталина на съемки "Щорса" не было. Однако, надо понимать, что означало пожелание вождя народов. К тому же в феврале 1935 года на заседании Президиума ЦИК СССР, когда Александру Довженко вручали орден Ленина, Сталин очередной раз заметил: "За ним долг - "украинский Чапаев". Так что не снять "Щорса" режиссер просто не мог...

Сталин не только подтолкнул Довженко к идее создания фильма, но и развил перед ним ряд мыслей, которые стали основополагающей и руководящей линией в работе. Сам Довженко впоследствии писал: "С совершенной ясностью, он раскрыл мне различие между Щорсом и Чапаевым, разницу в обстановке, в которой сражались оба героя, и, следовательно, особенности творческих задач, стоящих при осуществлении фильма о Щорсе. Фильм о Щорсе, по существу говоря, мне представляется как фильм о восставшем украинском народе, о его победоносной борьбе с украинской контрреволюцией и немецко-польскими оккупантами за свое социальное и национальное вызволение,- говорил товарищ Сталин,- показывая Щорса и его героев-соратников, нужно показать украинский народ, особенности его национального характера, его юмор, его прекрасные песни и танцы" *.

Довженко долго искал актера на главную роль, пока его выбор не пал на молодого актера театра имени В.Э. Мейерхольда Евгения Самойлова. Один из ассистентов Довженко обратил внимание на Самойлова, когда тот репетировал на театральной сцене Павку Корчагина. Евгения пригласили на пробы, и Довженко сразу увидел в нем то, что искал: и красивую внешность, и ум, и высокие чувства, а главное - огромнейший потенциал талантливого актера. В свою очередь Самойлов обрел в лице Довженко мудрого наставника, научившего его в работе над ролью Щорса "идти от себя" в "предлагаемых обстоятельствах".

Стоит отметить, что в отличие от "Чапаева" фильм Александра Довженко получился более идеологизирован, что, собственно говоря, было вполне ожидаемо. К тому же имеет место через чур карикатурное изображение врагов Советской власти. Что же до самого Щорса, то надо отдать должное Евгению Самойлову - персонаж получился яркий, настоящее олицетворение украинского народного полководца (так что в этом плане задача Сталина была выполнена). Однако, чтобы стать по-настоящему любимым народом порой необходимо "сойти с пьедестала". Так Борис Бабочкин представил своего Чапаева человеком абсолютно простым и понятным, в каких-то моментах актер даже относился к своему герою с долей иронии. Потому-то Чапаев стал таким живым, родным и близким каждому. Самойлов же создал Щорса молодцеватым героем, неистовым революционером, сверкающим глазами, командиром с огромным авторитетом, который всегда знает, что делать. Словом - герой без изъянов. Все это прекрасно, но не хватило какой то изюминки, чтобы очеловечить этот героический образ. Может быть поэтому о Чапаеве пошли в народе анекдоты, а о Щорсе - нет...

Фото из фильма

Игорь BIN

Моя оценка - 6 из 10

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

* Об антиленинских ошибках и националистических извращениях в киноповести Довженко «Украина в огне». Публикация и вступительная статья Анатолия Латышева. http://www.screenwriter.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.