Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Владимир Гардин_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Владимира
Гардина

Фильмография:

1912 1812 год
1913 Ключи счастья
1914 Энвер-паша - предатель Турции
1914 Дни нашей жизни
1915 Приваловские миллионы
1915 Крик жизни
1915 Война и мир
1916 Власть земли
1917 К народной власти
1923 Хозяин черных скал
1924 Слесарь и канцлер
1930 Счастливый Кент
1930 По ту сторону
1930 Наши девушки
1930 Мертвая душа
1930 Города и годы
1931 Снайпер
1931 Секрет - короткометражный
1931 Кровь земли
1931 Их пути разошлись
1932 Утирайте слезы
1932 Тайна Кара-Тау
1932 Слава мира
1932 Сердце Соломона
1932 Двадцать шесть комиссаров
1932 Встречный
1932 Блестящая карьера
1933 Иудушка Головлёв
1933 Анненковщина
1934 Чудо
1934 Песнь о счастьи
1934 Мечтатели
1934 Крестьяне
1935 Новая родина
1935 Кондуит
1935 Интриган
1935 Дубровский
1935 Гибель сенсации
1936 Я люблю
1936 Концерт Бетховена
1937 Юность поэта
1937 Соловей
1937 Пугачев
1937-1938 Пётр Первый
1938 Год девятнадцатый
1938 Враги
1939 Человек в футляре
1939 Степан Разин
1939 Случай на полустанке
1940 Разгром Юденича
1940 Приятели
1941 Антон Иванович сердится
1941 Парень из тайги
1941 Боевой киносборник №2
1944 Морской батальон
1946 Солистка балета
1950 Секретная миссия
1950 Огни Баку

Режиссёр:
1913 Ключи счастья
1914 Анна Каренина
1914 Привидения
1914 Под пулями немецких варваров
1914 Маска смерти
1914 Крейцерова соната
1914 Энвер-паша - предатель Турции
1914 Дни нашей жизни
1914 Дворянское гнездо
1914 Вавочка
1915 Приваловские миллионы
1915 Петербургские трущобы
1915 Накануне
1915 Много ли человеку земли нужно?
1915 Маскарад чувств
1915 Крик жизни
1915 Дикарка
1915 Гранатовый браслет
1915 Война и мир
1915 Бранд
1915 Без пуговиц
1916 Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок
1916 Слава сильным... Гибель слабым...
1916 Пиковое положение
1916 Мысль
1916 Лунный свет
1916 Изобретательность любви
1916 Дочь улицы
1916 Доктор-ловелас
1916 Двадцать два несчастья
1916 В сетях сирен
1916 Власть земли
1916 Великая страсть
1916 Богема
1916 Белый негр
1916 Барышня-крестьянка
1917 Роковое
1917 Наше сердце
1917 Милый друг
1917 Любовь монаха
1917 Дети сатаны
1918 Ток любви
1919 Железная пята
1919 Девяносто шесть
1921 Серп и молот
1921 Голод... голод... голод
1922 Призрак бродит по Европе
1922 Великий Октябрь
1923 Хмель
1923 Последняя ставка мистера Энниока
1923 Помещик
1923 В дни Парижской коммуны
1924 Четыре и пять
1924 Слесарь и канцлер
1924 Остап Бандура
1924 Особняк Голубиных
1925 Медвежья свадьба
1925 Крест и маузер
1925 Золотой запас
1926 Карьера Спирьки Шпандыря
1927 Поэт и царь
1927 Кастусь Калиновский
1928 Четыреста миллионов
1929 Песня весны

Сценарист:
1914 Анна Каренина
1914 Ужасы Калиша
1914 Подвиг казака Кузьмы Крючкова
1914 Привидения
1914 Под пулями немецких варваров
1914 Маска смерти
1914 Крейцерова соната
1914 Энвер-паша - предатель Турции
1914 Вавочка
1915 Приваловские миллионы
1915 Петербургские трущобы
1915 Много ли человеку земли нужно?
1915 Маскарад чувств
1915 Крик жизни
1915 Дикарка
1915 Война и мир
1916 Мысль
1916 Барышня-крестьянка
1917 Роковое
1917 Любовь монаха
1919 Железная пята
1921 Голод... голод... голод
1923 Помещик
1924 Слесарь и канцлер
1926 Карьера Спирьки Шпандыря
1927 Поэт и царь
1927 Кастусь Калиновский
1928 Четыреста миллионов
1929 Песня весны

ГАРДИН
(Благонравов)
Владимир Ростиславович

06.01 (18.01).1877, Москва (по другим данным - Тверь) – 29.05.1965, Ленинград

Народный артист РСФСР (1935)
Народный артист СССР (1947)
Кавалер Ордена «Знак Почёта» (1939, за роли в фильмах «Иудушка Головлёв» и «Враги»)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1950)
Награждён медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «В память 250-летия Ленинграда»

Дореволюционная театральная карьера

Владимир Гардин родился 6 (по новому стилю 18) января 1877 года в семье офицера. Его точное место рождения неизвестно. По одним данным он появился на свет в Москве, по другим - в Твери. В 1894 году Владимир окончил Второй Московский кадетский корпус и Рижский политехникум (ныне Рижский технический университет). Затем он учился в Киевском военном училище, а после его окончания в 1896-1897 годах проходил военную службу.

Уволившись в запас, Владимир Гардин устроился работать младшим контролёром в Акцизном ведомстве, но вскоре молодого человека увлёк театр. Свой путь на сцене он начал в 1898 году, будучи принят в труппу антрепренёра Е. Славянского. В последующие годы его помотало по стране – Владимир Гардин выступал в любительских театрах Риги, Екатеринбурга, Перми, Одессы, Бендер, Юзовки, Кишинёва, Екатеринослава, сотрудничал с антрепризами В. Никонова в Гродно, Ефимова в Царицыне, В. Форкатти в Таганроге. Дольше всего - с 1902 по 1904 год – актёр задержался в Тифлисе. Именно там, в 1904 году, он сумел заключить договор с гастролирующим Санкт-Петербургским драматическим театром В. Ф. Комиссаржевской, после чего вместе с труппой направился в город на Неве.

В Драмтеатре Комиссаржевской Владимир Гардин прослужил два года. Самыми яркими его работами в этот период стали: Крогстад в спектакле «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, Шалимов в спектакле «Дачники» по пьесе Максима Горького, Дулебов в спектакле «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского. В 1906 году из за разногласий с руководителем театра Всеволодом Мейерхольдом Владимир Гардин покинул труппу.

Короткое время Владимир Гардин сотрудничал с Ново-Василеостровским театром под руководством Н. А. Попова, где в 1907 году сыграл роль Цыганова в спектакле «Варвары» по Максиму Горькому. В том же году он перебрался в городок Териоки к северу от Санкт-Петербурга (в советское время он был переименован в Зеленогорск, а в 90-е был включён в состав Курортного района Санкт-Петербурга). В Териоках Гардин организовал Свободный театр, где впервые попробовал свои силы в режиссуре. Под его руководством были осуществлены постановки произведений, отличающихся острой критикой господствующего класса - «Ткачи» Герхарта Гауптмана, «Савва» и «К звёздам» драматурга Леонида Андреева.

В 1908 году Владимир Гардин уехал в Париж, где организовал Русский театр. Там он вновь обратился к творчеству Леонида Андреева, поставив его пьесу «Жизнь человека», гневно обличающую буржуазное бытие, а также поставил запрещённую в Российской империи пьесу Генрика Ибсена «Привидения».

Вернувшись в 1908 году в Россию, Владимир Гардин последующие три года работал актёром и режиссёром в театрах Воронежа, Царицына и Саратова, а в 1912 году сыграл роль Феди Протасова в спектакле «Живой труп», поставленном в Московском театре Корша.

Дореволюционное кино

Театральная карьера Владимира Гардина закончилась в 1912 году, и причиной тому стал кинематограф. Новый, быстроразвивающийся вид искусства увлёк его, поманив новыми перспективами и возможностями. Первое соприкосновение с кинематографом состоялось в том же 1912 году, когда он снялся в исторической драме «1812 год», а в следующем 1913 году Владимир Гардин заключил контракт с фирмой «Тинар и Рейнгард» в качестве кинорежиссёра.

Дебютом Гардина на новом поприще стал поставленный им совместно с Яковым Протазановым фильм «Ключи счастья». Опытный Протазанов выступал в основном в качестве консультанта, а Гардин под его руководством постигал азы мастерства кинорежиссёра. Помимо этого Гардин исполнил и одну из ролей – Свирского. Фильм (который, к сожалению, не сохранился) получился удачным и имел большой коммерческий успех.

Вдохновлённый успехом, Владимир Гардин принялся за экранизацию знаменитого романа Льва Толстого «Анна Каренина», пригласив на главную роль Зою Бранцевич до этого не снимавшуюся в кино. Картина вышла на экраны в 1914 году, став первой самостоятельной работой Гардина и положив начало целой галерее экранизаций классических произведений. До революции 1917 года им были осуществлены постановки таких лент, как: «Дворянское гнездо» по одноименному роману Тургенева, «Приваловские миллионы» по одноименному роману Мамина-Сибиряка, «Петербургские трущобы» по приключенческому роману Крестовского, «Дикарка» по А.Н.Островскому, «Гранатовый браслет» по Куприну, «Война и мир» по роману Льва Толстого, «Барышня-крестьянка» по повести А.С.Пушкина.

В период Первой мировой войны Владимир Гардин поставил ряд фильмов на злободневную патриотическую тематику. И пусть большинство из них не отличались высоким качеством, но свою роль в поднятии духа населения они сыграли. Так снятый лишь за один день «Подвиг казака Кузьмы Крючкова» пользовался у зрителей огромной популярностью.

Эти и другие кинокартины сделали Владимира Гардина одним из ведущих режиссёров российского дореволюционного кино, принесли ему широчайшую известность. В некоторых Гардин снимался и сам, исполняя преимущественно небольшие характерные роли. Среди них: Бахарев в «Приваловских миллионах», Наполеон в фильме «Война и мир», Обертышев в фильме «Власть земли».

Документалистика

После революции Владимир Гардин сделал свой выбор в пользу Советской власти. Большевики видели кинематограф, как средство массового идеологического воздействия на население, и потому поначалу делали ставку на документальное кино. В этих условиях Гардин уже не обращался к классике, начал активно работать в жанрах документалистики, кинохроники и агитационного кино, став одним из «отцов» этого направления. Так в 1918 году им был сняты документальные ленты «День советской молодежи», «Девяносто шесть». В том же году он выступил в качестве организатора, а затем и первого директора Государственной школы кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова) в Москве. В 1918-1919 годах Владимир Гардин являлся заведующим кинопроизводством кинофотоотдела Госкиношколы, а в 1920 году - заведующим Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса.

В тяжёлый для страны, голодный 1921 год, когда кинопропаганде уделялось приоритетное значение, Владимир Гардин выпустил документальный фильм «Голод… голод… голод…». Советское правительство демонстрировало эту ленту за рубежом для сбора средств в поддержку голодающих.

Режиссёрская деятельность в 20-е годы

С 1922 года экономическая и политическая обстановка в стране постепенно стала приходить в норму. Возможности кинематографа, как идеологического воздействия на массы, стали рассматриваться гораздо шире, нежели просто документалистика. Возник интерес к художественным лентам. В этих условиях Владимир Гардин, возглавивший в 1922 году киностудию Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе, отошёл от кинохроники и снова обратился к экранизациям. В основу своего нового фильма «Последняя ставка мистера Энниока» режиссёр решил положить рассказ Александра Грина «Жизнь Гнора». На главные роли он пригласил опытных актёров Иону Таланова и Олега Фрелиха, а также Зою Бранцевич, которая у него снималась в «Анне Карениной».

Экранизация рассказа Александра Грина получилась достаточно вольной: были изменены сюжетные линии, род деятельности главных героев, а главное – романтический настрой произведения был заменён на социально-политический, где упор делался на противостояние рабочих масс коварному буржую-фабриканту. Это вполне соответствовало духу того времени, однако к творчеству Грина не имело никакого отношения. Писатель, увидевший экранизацию, был возмущён этим и даже потребовал убрать свою фамилию из титров.

С 1924 года Владимир Гардин стал работать на киностудиях «Госкино» (позже «Ленфильм») и «Советская Белорусь» (ныне «Беларусьфильм»). До конца 20-х он поставил около двух десятков кинокартин, многие из них – по собственному сценарию. Среди них: драма «Помещик», политический памфлет «Слесарь и канцлер», сатирическая комедия «Карьера Спирьки Шпандыря», героико-приключенческий фильм «Кастусь Калиновский». Тематика картин была достаточно разнообразной, но все они носили ярко выраженный пропагандистский характер. Так в историко-биографическом фильме «Поэт и царь», посвящённом Александру Сергеевичу Пушкину, великий русский поэт и его друзья-литераторы представлялись, как непримиримые борцы с действующим строем, чуть ли не революционеры.

Довоенное звуковое кино

Режиссёрская карьера Владимира Гардина в кино завершилась с появлением звукового кино. Свою последнюю ленту «Песня весны» он поставил в 1929 году, после чего перешёл на актёрскую работу. Поначалу он появлялся на экране преимущественно в эпизодических ролях: заведующий конторой в драме «Счастливый Кент», доктор в историко-революционном фильме «По ту сторону», фабрикант в драме «Города и годы», генерал в военной драме «Снайпер» и др.

В 1932 году Владимир Гардин исполнил главную роль в фильме «Встречный» - первой отечественной кинокартине, поставленной в жанре производственной драмы. Актёр создал образ мастера турбинного завода Семёна Иванвоича Бабченко, человека опытного и уважаемого. Однако пристрастие к алкоголю приводит к тому, что Бабченко запарывает важную деталь турбины и подвергается всеобщему осуждению. Для старого рабочего это сильный удар по его самолюбию, который заставляет пересмотреть отношение к работе. Всё это Гардин мастерски воплотил в своём герое.

Первым по-настоящему большим актёрским успехом Владимира Гардина стала роль Порфирия Головлёва в драме режиссёра Александра Ивановского «Иудушка Головлев», поставленной по мотивам романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» в 1933 году. Возможности того времени не позволяли сделать полноценную многогранную экранизацию столь значительного произведения, потому создатели картины сосредоточились на одной сюжетной линии, связанной с Иудушкой. Они оказались правы: образ, созданный Владимиром Гардиным, оказался более чем удачным.

Вот как описывает работу актёра критик Ромил Соболев в книге «20 режиссёрских биографий»: «Гардин, следуя в основном толкованию образа, данного литературными критиками еще в прошлом веке, подчеркивает в Иудушке черты, характерные для вырождавшегося русского дворянства. «Голубая кровь», если она и была, давно уже выцвела, высокие понятия о чести и человеческом достоинстве утрачены, осталась мертвечина, мерзость. Эта драма целого сословия конкретна и своеобразна у Гардина. Не стоит проводить параллели между описаниями у Салтыкова-Щедрина и игрой Гардина, при всех совпадениях Иудушка из фильма по-иному гадок и страшен. Впечатляют даже фотографии Иудушки - Гардина. При повторных же просмотрах фильма неизменно поражает актерское мастерство. Крупные планы лица, «словно маслом подернутого», глаза — пустые, мутные, опасные, как у гадюки, невозможно забыть».

В 1933-1935 годы Владимир Гардин создал в кино ещё ряд заметных образов. Его героями становились: машинист Пущин в революционной драме режиссёра Павла Петрова-Бытова «Чудо», профессор консерватории Карл Францевич Виатачек в драме Марка Донского и Владимира Легошина «Песнь о счастьи», ученый-идеалист Джим Рипль в фантастическом фильме режиссёра Александра Андриевского «Гибель сенсации». За свои экранные работы Гардин в 1935 году первым из киноактёров был удостоен звания «Народный артист РСФСР».

В 1937 году Владимир Гардин снялся в историко-биографической ленте Абрама Народицкого «Юность поэта». Картина была приурочена к 100-летию со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и рассказывала о лицейском периоде его жизни. Гардин исполнил там роль гувернёра лицея Густава Карловича Мейера. Фильм имел большой успех у зрителей. В отличие от уже упомянутой картины самого Гардина «Поэт и царь» идеологическая составляющая здесь была сведена к минимуму. Перед зрителями предстали просто талантливые, вольнолюбивые мальчишки с чистыми помыслами и устремлениями.

До начала войны Владимир Гардин также снялся в исторических фильмах: «Пугачев» (секретарь сената), «Пётр Первый» (граф Петр Андреевич Толстой), «Степан Разин» (боярин разбойного приказа Киврин), экранизации знаменитого рассказа Чехова «Человек в футляре» (директор гимназии Михаил Васильевич) и других кинолентах. Запоминающимся получился его персонаж в лирической музыкальной комедии Александра Ивановского «Антон Иванович сердится», рассказывающей о конфликте профессора консерватории, почитателя серьёзной классической музыки, и его дочери, влюблённой в оперетту. В этой весёлой ленте, вышедшей перед самой войной, Владимир Гардин создал образ великого композитора Иоганна-Себастьяна Баха, являющегося профессору во сне.

Годы войны и послевоенный период творчества

В самом начале Великой Отечественной войны Владимир Гардин снялся в киноальманахе «Боевой киносборник №2» в роли расстреливаемого. Впоследствии он вместе с женой актрисой Татьяной Булах в составе шефской фронтовой бригады «Ленфильма» выезжал на фронт, в госпитали. Оставшись в блокадном Ленинграде, Гардин вместе с другими артистами дал около 500 концертов как в самом городе, так и на передовой.

После окончания войны в 1946 году Владимир Гардин принял участие в съёмках фильма «Солистка балета», сыграв профессора консерватории Любомирского. А спустя год Владимир Ростиславович был удостоен почётного звания Народный артист СССР.

Последние работы актёра на экране состоялись в 1950 году: в шпионском фильме «Секретная миссия» он сыграл Диллона, а в киноповести «Огни Баку» - Верфильда

Скончался Владимир Гардин в Ленинграде 29 мая (по другим данным – 28 мая) 1965 года. Похоронен на Богословском кладбище.

Игорь BIN

Использованные материалы:
По материалам сети

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.