Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Гиацинтова Софья_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Софьи Гиацинтовой

Фильмография:

1946 Клятва
1949 Падение Берлина
1950 Жуковский
1955 Неоконченная повесть
1956 Без вести пропавший
1957 Семья Ульяновых
1964 Сумка, полная сердец
1966 Новеллы Моруа - фильм-спектакль
1966 Симфония, рождённая заново - фильм-спектакль
1967 Седьмой спутник
1974 Пир во время чумы - фильм-спектакль
1980 Осенних дней очарованье - фильм-спектакль

ГИАЦИНТОВА
Софья Владимировна

23.07 (04.08).1895, Москва - 12.04.1982, Москва

Народная артистка СССР (1955).

Лауреат Гос.премии СССР (1947 - за участие в фильме "Клятва")
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за женскую роль" (1958)

Детство

У Софьи Гиацинтовой было ослепительно счастливое детство. Она родилась в 1895 году в интеллигентной дворянской семье. Отец, профессор-искусствовед, преподавал в Московском университете, а после революции стал директором Музея изящных искусств. Семья была большой: кроме папы, мамы и Сониной старшей сестры в доме Гиацинтовых постоянно гостили родственники - родные и двоюродные бабушки и дедушки, кузены и кузины. Фуфа (так Соню называли дома) была центром этого мира и всеобщей любимицей.

Однажды - много позже и по другому поводу - Гиацинтова произнесла слова "захлебываться жизнью". Такое ощущение, будто в детстве и юности Соня именно захлебывалась жизнью. Эта природное умение радоваться тому, что ее окружает, самым простым вещам, было свойственно ей всегда и, по-видимому, многое в ее судьбе определило. А тогда домашние праздники, любимая няня Бота, летний выезд на дачу, гимназия, книги, подруги, отец, которого она обожала - все это вертелось в одном бесконечном и счастливом хороводе ее детского существования. При этом, как ни странно, девочка не росла балованной: в семье Гиацинтовых царил типичный для интеллигенции культ напряженной внутренней жизни. Гости Гиацинтовых удивлялись: "Вы производите впечатление не живущей вместе семьи, а людей, наконец встретившихся для обсуждения важного события".

В семье Сони традиционно почитали театр. Отец принимал участие в работе Шекспировского общества, сам писал пародийные пьесы, дома то и дело устраивали любительские спектакли, постоянно ездили на премьеры в Малый и Большой. Гимназисткой впечатлительная Соня сначала влюбилась в Шаляпина, затем в Собинова, потом в Качалова. Вполне естественно, что она мечтала стать актрисой.

МХАТ

Летом 1910 года, выдержав большой конкурс, Соня была принята в качестве сотрудницы в Художественный театр. Быть сотрудницей означало сидеть на репетициях и выходить на сцену в бессловесных массовках. Но 15-летняя девочка была счастлива и этим.

Еще гимназисткой она стала заниматься драматическим искусством у артистки Московского Художественного театра (ныне МХАТ) Е. П. Муратовой, В 1910 была принята в этот театр по конкурсу. С. В. Гиацинтова вошла в группу молодежи, которая начала заниматься системой Станиславского, впоследствии этот кружок превратился в первую студию МХАТ - Помимо Гиацинтовой в этой студии учились Е. Вахтангов, Чехов, А. Дикий, руководил студией Л. А. Сулержицкий.

С легкой руки Качалова в Художественном театре Гиацинтову тут же прозвали Фиалкой, Фиалочкой. Ей довольно быстро начали доверять роли - хоть и небольшие, но со словами. Кажется, у всех в театре Соня вызывала умиление. Она была талантлива, восторженна, прилежна, ходила по театру не дыша. Вокруг не переводились поклонники, и она принимала их ухаживания, но предпочтения не отдавала никому.

Гиацинтовой во МХАТе повезло. Не только потому, что она застала всех знаменитых "стариков", что ее оценили Станиславский и Немирович-Данченко. Но и потому, что она попала в театр в тот момент, когда в него пришла группа молодых, талантливых людей. Эти люди, среди которых были Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Серафима Бирман, Алексей Дикий, сплотились в одну дружную компанию, бурлившую от идей. Компания быстро обрела самостоятельность, стала называться Первой студией МХАТа, а потом и МХАТ-2. Софья Гиацинтова понемногу стала ведущей актрисой этой труппы.

В этом театре она сыграла множество ролей, среди которых Мария ("Двенадцатая ночь", 1917и 1933), Кеккина ("Бабы" Гольдони, 1929), Сима ("Чудак" Афино-генова, 1929), Нелли ("Униженные и оскорбленные" Достоевского, 1932), Амаранта ("Испанский священник" Дюваля, 1934).

Любовь

Софья Владимировна была абсолютно предана своему театру, ее было невозможно представить вне этих стен, этих людей, которых, по ее словам, отличало особое "душевное братство". Здесь же она нашла и свою любовь. Ее избранником стал актер Иван Берсенев.

Берсенев был принят в Художественный театр еще в 1911 году, вскоре после Гиацинтовой, но роман их начался лишь тринадцать лет спустя. Соня сразу отметила появление в труппе молодого красавца, да и на красавца произвела впечатление хорошенькая Соня. Впрочем, не менее пристальное внимание он обращал и на других актрис. Старшие товарищи советовали Гиацинтовой держаться подальше от этого жуира, и она послушно следовала их советам. "Я побаивалась его - влюбленного разом в нескольких женщин, грешного, неверного и горячего", - вспоминала потом Софья Владимировна.

Видимо, в летнем воздухе 1924 года было что-то особенное. Во всяком случае, именно тогда соображения благоразумия в отношении Берсенева отошли для Софьи Гиацинтовой на второй план. Роман пришлось скрывать от окружающих целый год: Берсенев был несвободен, друзья осуждали Гиацинтову, считая, что этот герой-любовник непременно принесет ей несчастье.

Однако вопреки опасениям знакомых Гиацинтова и Берсенев, кажется, жили в согласии. Спектакли МХАТ-2 гремели по Москве (то, что гениальный Михаил Чехов вскоре остался за границей, ослабило, но не сломило труппу). В Берсеневе обнаружился талант режиссера и администратора, и после эмиграции Чехова он стал художественным руководителем МХАТ-2.

Понемногу времена менялись. Все чаще МХАТ-2 обвиняли в идеологическом расхождении с линией партии и поносили в газетах. В 1936 году МХАТ-2 закрыли.

Театр им. Ленинского комсомола

Уничтожение родного театра Софья Владимировна восприняла трагически. Но надо было продолжать жить, и в 1938 году Гиацинтова, Берсенев и Серафима Бирман перешли в Театр имени Ленинского комсомола.

Так началась вторая половина ее жизни - внешне благополучная, но разительно не похожая на лучезарную молодость. Уже в первый год работы в театре Софья Владимировна сыграла одну из лучших своих ролей - Нору в пьесе Ибсена "Кукольный дом". Среди других заметных работ: Леонарда ("Вапенсианская вдова" Лопе де Вега, 1940) и Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1944).

В Театре имени Ленинского комсомола Гиацинтова провела более сорока лет - выходила на сцену в главных ролях, ставила вместе с Берсеневым спектакли, занимая все более ответственное положение в труппе. После смерти мужа вместе с Серафимой Бирман она даже некоторое время руководила театром.

Гиацинтову окружал мир, для которого понятие нравственного компромисса было естественно, как воздух. Она была обласкана властью и действительно сыграла немало идейно выдержанных ролей. Получала Сталинские премии. Жила с человеком, которого в театральных кулуарах именовали Ванькой-Каином - за виртуозное умение сочетать творчество с правительственными заказами. Непостижимым образом, однако, ей удавалось существовать от всего этого немного в стороне. Она участвовала в окружающей кипучей жизни и одновременно тихо, но внятно держала дистанцию. Видимо, эта позиция шла все от той же природной, естественной любви к миру. Гиацинтова была слишком жизнерадостна, чтобы его отвергать, но и слишком хорошо представляла, что такое норма, чтобы проникнуться духом эпохи.

С 1952 года Гиацинтова становится главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола, где ею поставлен ряд спектаклей совместно с другими режиссерами. В 1961 сыграла в спектаклях "Бесприданница", "Дым отечества", "Беспокойная старость". В 1955 ей присвоено звание народной артистки СССР.

Кино

Так случилось, что в кино (в отличие от театра) актриса в основном играла роли в пропагандистских фильмах. Одной из самых известных ее работ является роль Варвары Петровны в одиозной пафосно-эпической драме Михаила Чиареули "Клятва". Ее героиня отправляется пешком в Москву, чтобы передать Ленину письмо от земляков. Узнав о смерти Ленина, Варвара Петровна попадает на Красную площадь, где передает письмо лично Сталину, который произносит на трибуне клятву верности идеалам Ленина…

Художественной ценности эта работа, разумеется, не имела, зато она принесла актрисе Государственную премию СССР.

Подобного плана были и другие картины, например "Падение Берлина" того же Михаила Чиареули. На протяжении многих лет Софья Гиацинтова воплощала на сцене и экране образ матери Ленина ("Семья Ульяновых", 1957).

Использованные материалы:
Анастасия Исаева, "Две жизни Софьи Гиацинтовой" ("Ах" Женский журнал для мужчин и женщин http://www.ahmagazine.ru);
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000")

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.