Фильмография:
1997 Американка
1997-1998 Улицы разбитых фонарей-1
1998-1999 Улицы разбитых фонарей-2
2000 Мифы. Подвиги Геракла - короткометражный
2000 ДМБ - 002
2001 Сезон охоты 2
2001 Русский водевиль
2001 Русский водевиль. Бледнолицый лжец
2001 ДМБ - 003
2001-2002 FM и ребята
2002 Тайный знак
2002 Светские хроники
2002-2003 Убойная сила-4
2003 Четвёртое желание
2003 Ундина
2003 Спас под берёзами
2003 Пассажир без багажа
2003 Лучший город Земли
2003 Кавалеры морской звезды
2003 Другая жизнь
2004 Ундина-2. На гребне волны
2004 Строптивая мишень
2004 Посылка с Марса
2004 Нежное чудовище
2004 Команда (Россия, Беларусь)
2004 Зима Весна - короткометражный
2004 Даша Васильева. Любительница частного сыска -3
2004 Водитель для Веры
2005 Частный детектив
2005 Тайский вояж Степаныча
2005 Сыщики-4
2005 Студенты-1
2005 Новогодний киллер (Украина)
2005 Лебединый рай
2005 Крупногабаритные
2005 Виола Тараканова. В мире преступных страстей -2
2005 Бриллианты для Джульетты
2006 Человек в футляре, Человек в пальто и Человек во фраке
2006 Охота на гения
2006 Осторожно, блондинки! (Украина)
2006 Испанский вояж Степаныча
2006 День денег
2007 Май
2007 Любовь-морковь
2007 Егорино горе
2007 Дело было в Гавриловке
2007 Возвращение блудного мужа
2007 Ванечка
2007 Беглянки
2008 Вероника не придёт
2010 Москва, я люблю тебя!
2010 Мелодия любви
2010 Вера, Надежда, Любовь
2011 Любовь и разлука
2011 Лектор
2012 Мексиканский вояж Степаныча
2012 45 секунд
2013 Былое и Дума - документальный
2013 Шерлок Холмс
2013 Секс, кофе, сигареты
2013 Мама-детектив
2013 Танкисты своих не бросают
2015 Училка
2016 Кризис нежного возраста
2016 Бедные люди
2018 Последнее испытание
2018 Жена с того света (Украина)
2018 Вместе с Верой
2019 Бихэппи
2020 Вечер шутов или серьёзно с приветом
2020 Проект «Анна Николаевна»
2021 Два варианта
2021 Мятный пряник
|
ГРЕБЕНЩИКОВА
Алиса Борисовна
Родилась 12.06.1978, Ленинград
Обладатель приза имени Фаины Раневской за лучшую женскую роль в комедии
- VI открытый Российский фестиваль «Улыбнись, Россия!» (2005 год);
Обладатель приза «Лучшая женская роль» на кинофестивале «Улыбнись, Россия!» (за
главную роль в фильме «Человек в футляре, Человек в пальто и Человек во фраке»)
Лауреат премии «Молодежный Триумф»
Детство
Алиса Гребенщикова родилась в семье знаменитого рок-музыканта Бориса Гребенщикова
и инженера-экономиста Натальи Козловской. БГ отметил факт рождения дочери в своей
песне «Дочь» (альбом «Все братья - сёстры», записанный вместе с Майком Науменко
в 1978 году). Родители разошлись, когда Алисе было два года. Вскоре мама вышла
замуж за Дмитрия Николаевича Овечкина, по профессии психотерапевта, замечательного
человека, ставшего для Алисы вторым папой.
Свое детство Алиса Гребенщикова вспоминает, как прекрасное и счастливое время.
Простор Карельского перешейка с одной стороны (где девочка регулярно отдыхала
с родителями) и величие Петербурга – с другой. «Мне бы очень хотелось, - признавалась
впоследствии Алиса -чтобы дети, когда они у меня будут, обязательно получили бы
часть воспитания в Санкт-Петербурге. Этот город сформировал меня – своей строгостью,
холодностью, торжественностью и величием».
Алиса гармонично развивалась: училась в хорошей гимназии с гуманитарным уклоном,
ходила в музыкальную школу по классу фортепиано, регулярно посещала Эрмитаж. В
школьные годы увлекалась журналистикой, работала в подростковой редакции газеты
для детей и подростков «Пять Углов» («Ленинские Искры»). В 11-ом классе училась
на малом факультете журналистики в Санкт-Петербургском государственном университете.
С родным отцом Алиса некоторое время отношений не поддерживала, но когда подросла,
то наладила связи и с ним, и с его третьей женой. С тех пор она всем с гордостью
говорит, что у нее два папы. В свою очередь БГ очень гордится успехами дочери.
СПГАТИ. Дебют в кино
После окончания школы Алиса Гребенщикова поступила на факультет драматического
искусства Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства.
На вступительные экзамены девушка подготовила отрывок из «Евгения Онегина» и рассказ
Александра Вертинского. Однако педагоги, отметив фактуру девушки, посоветовали
ей к следующему туру сменить репертуар на что-то более смешное. Алиса последовала
совету и в следующий раз прочитала «Пеппи Длинный чулок». Выбор оказался более,
чем удачным. Уже, будучи студенткой, ее отрывок с Пеппи не раз демонстрировали
различным комиссиям.
Учась на втором курсе Алиса, как и многие другие студенты, отнесла свои фото
в актерский отдел «Ленфильма». Вскоре ее вызвали на пробы к фильму режиссера Дмитрия
Месхиева «Американка», а затем и утвердили на роль. Начинающая актриса сыграла
Динку Огурцову - объект сексуальных мечтаний всех молодых героев картины. Вообще-то
для студентов в академии существовал запрет на съемки в кино, но Алиса не могла
отказать себе поработать с таким выдающимся мастером, как Месхиев. А ее партнершей
на съемочной площадке стала великолепная актриса Нина Усатова. «Я следила, как
она учила роль, обсуждала ее с Месхиевым. Для меня это была серьезная школа»,
- рассказывает Алиса.
МХАТ
Педагог Алисы Гребенщиковой по театральному мастерству в свое время училась
в Школе-студии МХАТ. Поэтому и в своих студентах она воспитала убеждение в том,
что лучше МХАТа на свете нет ничего. К тому же и сама Алиса в период учебы не
раз ездила в Москву, бывала на спектаклях МХАТа. Вот так постепенно у нее сформировалось
желание работать в столице.
В 1999 году, на последнем курсе Алиса Гребенщикова приняла участие в фестивале
студенческих спектаклей. У нее была эпизодическая роль в дипломном спектакле курса
«Моя прекрасная леди». Там-то на молодую актрису и обратили внимание члены мхатовского
худсовета. А затем Алиса вместе с подругами отправилась на показ в МХАТ. Она вспоминает:
«Отрывка у меня не было, волосы были распущены, а мы уже знали, что в этом театре
надо ходить в длинных юбках, не накрашенными и с собранными волосами. И я попросила
у однокурсницы для выступления ночную рубашку. Вышла читать рассказы Чехова «После
театра» в ночной рубашке, босиком. Выглядела очень трогательно. Члены худсовета
меня узнали: «О, это та веселая девочка!». За кулисы ко мне пришла завтруппы и
спросила: «Вам есть, где жить в Москве?» Я сказала «нет». «А вы сможете жить в
общежитии?» «Конечно!» Так я оказалась в художественном театре и готова была целовать
сцену».
Первой работой Алисы Гребенщиковой на сцене МХАТа стал ввод на взрослую роль
Татьяны Алексеевны в спектакле «Весь ваш Антоша Чехонте». Потом была интересная
роль в спектакле «Мои нерожденные сыновья» (по пьесе «Невесты 42-го года»), рассказывающем
о девушках-зенитчицах. Героиней Алисы стала девочка, которая подделала документы,
чтобы бежать на фронт, и на фронт взяла с собой куклу. «Мы репетировали 4 месяца,
и этот период назвали для себя «4 месяца снов о войне». Мы только закончили институт
и очень хотели сделать что-то настоящее – много читали, книгу Светланы Алексиевич
«У войны неженское лицо» выучили чуть не наизусть. Пересмотрели очень много документалистики,
великих фильмов о войне. Да, мы там не были и не можем к этому приблизиться, пороху
не нюхали, но эта работа воспитала нас как людей», - вспоминает Алиса Гребенщикова.
Спектакль был принят с восторгом. Трагическая история тронула души и ветеранов
и молодежи.
Помимо этих работ Алиса Гребенщикова играла Митель в «Синей птице», репетировала
роль в спектакле «Прощание в июне».
В 2001 году Алиса решила покинуть труппу МХАТа. Дело в том, что как раз в это
время она начала сниматься в сериале «FM и ребята», где ей доверили одну из главных
ролей, кроме того режиссер Михаил Шевчук пригласил актрису в антрепризный спектакль
«Ромео и Джульетта» на роль Джульетты. Совместить все это было физически невозможно.
Вскоре после выхода «Ромео и Джульетты» Алиса сыграла еще в одном антрепризном
проекте - спектакле «Сильвия» с Георгием Тараторкиным и Евгенией Симоновой.
От сериалов к полнометражному кино
Как это нередко бывает с начинающими актрисами, Алиса Гребенщикова после окончания
института столкнулась с отсутствием серьезных предложений от кинорежиссеров. А
поскольку сидеть и ждать звонка – не в ее характере она стала сниматься в сериалах
и телевизионных водевилях. В этом тоже оказался свой плюс. По утверждению Алисы
сериалы оказались хорошей школой, а еще
она научилась предлагать себя как актрису. Зрители запомнили и полюбили ее взбалмошную
Жанну в сериале «FM и ребята», ловкую, но простодушную горничную Дуську в телефильме
«Русский водевиль. Бледнолицый лжец», хулиганку Нинку в сериале «Лучший город
Земли», наивную провинциалку Леночку в фильме «Пассажир без багажа», обаятельную
журналистку Верочку в сериале «Ундина».
Как признается Алиса, тогда ей просто хотелось сниматься в кино, абсолютно
в любом, она получала колоссальное удовольствие от работы на съемочной площадке.
Однако со временем актриса осознала, что участие в сериалах приводит к тому, что
начинаешь топтаться на месте, а там не далеко и скатиться вниз. Нужен был толчок,
и им оказался фильм Павла Чухрая «Водитель для Веры». В этой картине Алиса Гребенщикова
сыграла небольшую роль, но работа ей запомнилась надолго. Чухрай дал ей, по сути,
карт-бланш: «Делай, что тебе твоя актерская природа позволяет». И как она сыграла!
Надо отметить, что и в сериалах, и затем в полнометражных фильмах Алисе Гребенщиковой
чаще доставались роли второго плана. Но в каждой роли она старалась найти что-то
интересное, потому и персонажи у нее получались запоминающиеся. Так в мелодраме
«» она сыграла актрису Людочку, подрабатывающую на новогодних праздниках,
а в комедии «Тайский вояж Степаныча» - Машу, дочь главного героя, старую деву
с мерзким характером. «Я первая готова признать: у меня нестандартное лицо, и
не всякий режиссер решится предложить мне большую роль. Я не похожа на девчонку
из соседнего двора», - говорила актриса.
Авторское кино. 2006-08 годы
Перейти от сериалов к полнометражному авторскому кино бывает непросто – происходит
процесс «замыливания». Алисе Гребенщиковой не раз доводилось слышать: «Ты сериальная
актриса, серьезное кино не для тебя». Однако, нашли те, кто смог оценить талант
актрисы. Режиссер Элина Суни обратила внимание на Алису по сериалу «Ундина». Отметив
ее нестандартность, Элина написала сценарий специально под Гребенщикову. В итоге
получился очень тонкий и умный фильм в стиле артхауса «Человек в футляре, Человек
в пальто и Человек во фраке» (2006). По сюжету главный герой оперный певец приезжает
в некий «город Зеро» и попадает в школу. Здесь он сталкивается с очень странной
и одинокой девочкой Ларисой Кульковой, которая сумела изменить его мировоззрение.
Образ этой необычной девочки и создала Алиса Гребенщикова.
Спустя два года Алиса Гребенщикова вновь снялась у Элины Суни. На этот раз
она исполнила роль Нины в историко-социальной драме «Верника не придет». А главные
роли в этой картине, отмеченной призами кинофестивалей, сыграли Римма Маркова
и Мария Скосырева.
Среди других работ этого периода: летчица Полина в очень необычном, вызвавшем
полярные мнения фильме Юсупа Разыкова «Беглянки», Зина в трогательной мелодраме
«Ванечка» (по рассказу Эдуарда Тополя «Сумасбродка»), Кристина в комедийной мелодраме
«Май».
Рождение сына
В 2007 году Алиса Гребенщикова приняла участие в проекте Первого Канала «Ледниковый
период». Выступая в паре с фигуристом Алексеем Тихоновым, актриса демонстрировала
акробатические чудеса и хорошее владение коньками. Это привело к тому, что пара
Гребенщикова-Тихонов заняла почетное третье место.
Тогда зрители еще не знали, что в «Ледниковом периоде» Алиса Гребенщикова выступала,
будучи беременной. 10 июня 2008 года у нее родился сын Алексей.
Рождение и воспитание малыша привели к некоторому перерыву в кино. На съемочную
площадку Алиса Гребенщикова вернулась в 2010 году. Она снялась в сериале «Вера,
Надежда, Любовь» (Надя), киноальманахе «Москва, я люблю тебя!» (невеста», мелодраме
«Мелодия любви» (медсестра Зина). Затем последовала работа в 8-серийной телевизионной
мелодраме «Любовь и разлука» (работница почты Анфиска). А в 2012 году актриса
вновь сыграла Машу Окопову в очередной комедии о Степаныче – «Мексиканский вояж
Степаныча».
Игорь BIN
Использованные материалы:
Екатерина Васенина, «Алиса Длинный чулок», http://www.aliceworld.ru;
Татьяна Хорошилова, «Алиса Гребенщикова: Мне мешает громкая фамилия», 18.03.2005,
"Российская газета" - Неделя №3722 ;
Веста Боровикова, «Я больше не хочу сниматься в сериалах», «Новые Известия»;
Валентина Оберемко, «Обнажать душу сложнее, чем грудь», «Аргументы И Факты»;
Анна Куусмаа, «Роды не испугали Алису Гребенщикову», Дни.РУ
|