1944 Черевички
1951 Белинский
1952 Римский-Корсаков
1954 Верные друзья
1955 Мать
1956 Иван Франко
1956 Кровавый рассвет
1956 Полюшко-поле
1958 Андрейка
1958 Шофер поневоле
1959 Неподдающиеся
1959 Хованщина
1960 Чужая беда
1961 Горизонт
1963 Тишина
1965 Знойный июль
1967 Седьмой спутник
1970 Семья Коцюбинских
1972 Адрес Вашего дома
1975 Полковник в отставке
1976 Ключ без права передачи
1979 Фантазии Фарятьева
1982 Частная жизнь
1983 Долгая дорога к себе
1983 Ученик Лекаря
1984 Парад планет
1985 Личное дело судьи Ивановой
1985 Пять минут страха
1985 Я тебя помню
1988 Работа над ошибками
ГРИЦЕНКО
Лилия Олимпиевна
11.12 (24.12).1917, Горловка, Украина – 09.01.1989, Москва
Народная артистка РСФСР (1957)
Оперная певица
Лилия Гриценко – младшая сестра выдающегося актера театра и кино Николая
Гриценко. По личному признанию актрисы, она никогда не мечтала играть на сцене.
Окончив школу, Лилия решила поступать в Киевский архитектурный институт, но судьба
распорядилась иначе. Лилию Гриценко пригласили принять участие в Первой Всеюжной
олимпиаде музыки, пения и танца металлургов, где она заняла первое место. Комиссия
направила её в Москву, в студию Большого театра. Но Гриценко решила серьезно заняться
оперной музыкой.
Приехав в 1937 году в Москву, она поступила в Оперно-драматическую студию им.
Станиславского, которую окончила по классу А.В. Неждановой в 1941 году. Как оперная
певица (лирическое сопрано) Лилия Гриценко на сцене Студии исполняла партии Чио-Чио-сан,
Иоланты, Параси (Сорочинская ярмарка). В 1941 с успехом сыграла роль Нины в студийном
драматическом спектакле Маскарад М.Ю.Лермонтова.
В 40-е годы о ней писали: «Лилия Гриценко обладает драгоценным даром – сочетанием
яркого таланта драматической актрисы, обаятельной манеры пения, высокой музыкальности
и тонкого чувства стиля».
Опера привела актрису и на экран. В 1944 году режиссерами Михаилом Шапиро и
Надеждой Кошеверовой была экранизирована опера «Черевички», где Лилия Гриценко
исполнила роль Оксаны.
Актриса
Потеряв голос, в 1948 году Лилия Гриценко пришла в Драматический театр имени
Станиславского, на сцене которого она выступала до 1957 года. Музыкальность и
поэтическая проникновенность дарования Гриценко принесли успех и признание в ролях
Инессы («День чудесных обманов» Р.Б.Шеридана), Лауры («С любовью не шутят» П.Кальдерона),
Ларисы («Бесприданница» А.Н.Островского), Нины («Грибоедов» С.Ермолинского). Юные
героини Лилии Гриценко излучали чистоту полудетских, полудевических чувств, музыка
помогала окрепнуть характеру многих ее героинь.
С успехом она играла и характерные роли: от госпожи Простаковой в «Недоросле»
до Бабы Яги в «Аленьком цветочке».
С начала 50-х Гриценко стала появляться на экране. Она создала яркий образ
Забелы-Врубель в биографическом фильме «Римский-Корсаков» (1952), сыграла одну
из главных ролей – Наталью Сергеевну в лирической комедии «Верные друзья».
Однако впоследствии Лилия Гриценко снималась нечасто и в основном лишь на Киевской
киностудии. Одна из ее редких ролей на «Мосфильме» - мать в комедии «Неподдающиеся»
(1959).
С 1960 года – Лилия Олимпиевна – перешла в Московский театр имени Пушкина.
В кино она снималась всё реже. Наиболее удачные работы: Тётя («Фантазии Фарятьева»),
Бабушка («Личное дело судьи Ивановой»).
Последние годы Лилия Олимпиевна нигде не работала. Её иногда могли видеть только
во дворе: старая, седая женщина медленно доходила до памятника Эрнсту Тельману
у метро «Аэропорт» и с ненавистью грозила ему клюкой…
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Гриценко Лилия Олимпиевна http://www.krugosvet.ru;
Гриценко Лилия Олимпиевна actors.km.ru