Фильмография:
1967 Николай Бауман
1970 Дети
1971 Преждевременный человек
1971 Пятнадцатая весна («...Присвоить звание героя!»)
1972 Заячий заповедник
1973 Детство. Отрочество. Юность
1973 Каждый день доктора Калинниковой
1973 Черный принц
1974 Записки Пиквикского клуба
1974 Свой среди чужих,
чужой среди своих
1974 Чудо с косичками
1975 Вариант «Омега»
1975 Здравствуйте, я ваша тетя!
1975 Ночь ошибок
1975 Раба любви
1975 Ярослав Домбровский
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса
1976 Неоконченная пьеса для механического пианино
1976 Подранки
1976 Принцесса на горошине
1977 В профиль и анфас
1977 Заседание парткома
1977 Смятение чувств
1977 Фантазии Веснухина
1978 Дети как дети
1978 Игроки
1979 Верой и правдой
1979 Допрос
1980 Адам женится на Еве
1980 Назначение
1980 Старый Новый Год
1981 И с Вами снова я...
1981 Перед закрытой дверью
1981 Повести Белкина. Повесть первая. Выстрел
1981 Сказка, рассказанная ночью
1981 Эзоп
1983 Кое-что из губернской жизни
1983 Парк
1984 Мертвые души
1984 Прохиндиада, или бег на месте
1986 Последняя дорога
1987 Другая жизнь
1987 Жизнь Клима Самгина
1987 Крейцерова соната
1988 Большая игра
1989 Васька
1989 Комедия о Лисистрате
1989 Тартюф
1990 Мы странно встретились
1991 Дело Сухово-Кобылина
1992 Как живете, караси?
1992 Ключ
1992 Лавка «Рубинчик и...»
1992 Рукопись
1993 Дети чугунных богов
1993 Я - Иван, ты - Абрам
1994 Прохиндиада-2
1996 Агнус Дей
1998 Чехов и К
2002 Леди на день
2003 Фото
2003 Бульварный переплет
2003 Бедная
Настя
2007 Руд и Сэм
2012 Лица - фильм-спектакль
|
КАЛЯГИН
Александр Александрович
Родился 25.05.1942, Малмыж, Кировская область
Народный артист России (1983)
Лауреат Специального приза жюри за высокое исполнительское мастерство на МКФ в
Картахене (1977, за роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»)
Лучший актер 1977 года по опросу журнала «Советский экран»
Лауреат Государственной премии СССР (1981, за роль в фильме «Допрос»; 1983 - за
театральную работу)
Детство
Война, эвакуация, село Малмыж, что на реке Вятка. Именно там Юлия Мироновна
Зайдеман родила сына. Ей тогда было уже сорок лет – критический возраст, но сельский
врач посоветовал: «рожайте!» Так 25 мая 1942 года появился на свет Александр Калягин.
Имя ему дал отец, Александр Иванович Калягин, находящийся от них далеко. Он прислал
жене письмо: «Ну что же, давай его назовем так: Александр - хорошее имя, славное
и имеющее героическое прошлое. Сокращенно Алик. Тоже прекрасно! Итак, решено -
Александр Александрович Калягин!» Меньше чем через месяц, 17 июня, отец умер –
разрыв сердца…
Детство Саши прошло уже в Москве. Именно там проживала многочисленная родня
по материнской линии. Как рассказывает сам Калягин: «Все интеллигенты, профессора.
Женщины в основном. Женская аура». Так он и рос среди «бабьего царства», опекаемый
со всех сторон. Рос, опять же по его словам, «паинькой. Глазки блестящие, тихенький
такой. Хамелеон. В тихом омуте, знаете ли…»
Тихенький… Но никакого насилия над собой Саша никогда не терпел. У мальчика
был абсолютный слух, и мама решила учить его игре на скрипке. С ним пытался заниматься
лучший педагог музыкальной школы. А кончилось это тем, что маленький Саша... сел
на скрипку, раздавил ее и загнал ногой под шифоньер. Вот так. «Любое подавление
- и с этим я до сих пор живу, - посягательство на мое святое. Не выношу безальтернативную
жизнь! Если нет выбора, меня это ранит. Нет, не ранит - просто убивает!» - утверждает
он.
Уже в пять лет Саша решил, что станет актером. Александр Калягин вспоминает:
«С младенчества меня окружала только женская аура, я был обволакиваем любовью
и нежностью. Как мальчик я это чувствовал и сразу садился на голову. А сев, проявлял
свой настырный характер. И это при всем при том, что я человек ленивый. Но, видно,
я рано понял, что кривляние и ничегонеделание - моя стихия. Родные любили меня
просто безмерно и были в восхищении от моих выступлений. Хотя они и не говорили
мне: «Санечка, встань на табуреточку и что-нибудь прочитай». Им нравилось, когда
я изображал кого-то. Тогда мне казалось, что работа актера - легкая…»
В семь лет сосед-столяр соорудил деревянный «театрик», и все детишки из коммунальной
квартиры приходили на спектакли юного актера. Саша сам нарисовал планшет, портал,
авансцену, кулисы. Что интересно, мама вполне серьезно относилась к театральным
занятиям сына. Затем были занятия в студии художественного слова.
В 1955 году Саша написал письмо самому Аркадию Исааковичу Райкину: «Я, тринадцатилетний
мальчик, долго раздумывал, прежде чем написать Вам эти строки. И вот я решился.
Признаться, как-то даже страшновато... не смейтесь надо мной». И Аркадий Исаакович
ответил! Он написал ему, что талант - это труд, что надо много учиться… Много
позже гениальный артист советской эстрады назовет Калягина своим учеником. А то
письмо Райкина Александр Александрович хранит у себя до сих пор.
Скорая помощь
Несмотря на желание Александра стать актером, на домашнем совете мама и тетушки
постановили: надо получить нормальную профессию. И Александр пошел в медучилище.
Окончил его в 1959 году, после чего устроился работать фельдшером «Скорой помощи»
в 50-ю горбольницу Тимирязевского района. Так прошло два сумасшедших года. После
чего он все-таки решил осуществить свою детскую мечту…
Щукинское училище
Александр поступил в театральное училище имени Щукина с первого раза. Его взяли
сразу (на курс В. К. Львовой), причем без всякого блата. Правда, перед началом
экзаменов попросили принести справку, что у него все в порядке со связками. Слишком
уж необычный у юноши был голос - специфический, с песочком. Со связками оказалось
все нормально. Просто в детстве сильно подражал Аркадию Исааковичу, вот голос
и сломался.
А на втором курсе Александра чуть было не отчислили за профнепригодность. Говорили
о невнятности амплуа - метр семьдесят два, не социальный, не любовник, не худощавый,
лысеющий… Героев играть не может, пионеров не может, стариков в театрах и так
полным-полно. Куда его?
Необходимо было ставить сцену, но с Калягиным никто не хотел репетировать,
ни одна девушка. Удача обернулась в лице первокурсницы. Александр Калягин с благодарностью
вспоминает ее – Люба Коренева. Вместе они поставили отрывок «Свидание хотя и состоялось,
но…» по Антону Павловичу Чехову. Там гимназист, трепеща перед первым свиданием,
покупает для храбрости десять бутылок пива. Полноватый, лысеющий, смешной, трогательный
гимназист пил это пиво и… проигрывал свою судьбу. Полноватый, лысеющий, смешной,
трогательный второкурсник Калягин, убедительно «пьянел» от бутылки к бутылке и
свою судьбу выигрывал.
Этот отрывок был признан ректором Борисом Захавой лучшим на курсе. Наконец
Веселый и обаятельный, Александр вскоре стал одним из лучших учеников в училище.
Все преподаватели восхищались его талантом. А много позже театроведы восхищенно
резюмируют: Калягин будто бы рожден, чтобы играть чеховских персонажей!
Там же Александр Калягин обрел свою первую любовь. Татьяна Корунова была настоящей
красавицей и талантливой актрисой. Она приехала из Свердловска, где проучилась
до третьего курса в университете на физмате. На вступительных экзаменах Татьяна
поразила Бориса Захаву, и тот принял ее безо всяких отборочных туров.
О романе Александра и Татьяны никто не знал. Поженились они на втором курсе
тайно, просто расписались в ЗАГСе.
Таганка
Окончив в 1965 году училище, супруги вместе поступили в Театр на Таганке. Там
Александру Калягину довелось сыграть Галилея в одноименном спектакле по Бертольду
Брехту.
Семейная жизнь протекала счастливо. Лидером в семье был Калягин: жена считала,
что он более талантлив и подстраивалась под его режим работы, хозяйничала по дому.
Однажды Калягин поссорился с режиссером Любимовым и собрался уходить из театра.
Любимов заявил, что если Александр Александрович уйдет, то его жена тоже будет
уволена. Услышав эти слова, Татьяна сама написала заявление об уходе. С тех пор
она посвятила себя семье. Родила дочку Ксению.
Работа в театре
В 1967 Калягин перешел в Театр имени Ермоловой. Всего за три года им было сыграно
немало интересных ролей. Среди которых: Попришин в «Записках сумасшедшего» Н.В.Гоголя
и Джим в «Стеклянном зверинце» Т.Уильямса.
После смены руководства в театре, Калягин в 1970 году ушел в «Современник»,
но уже год спустя, оказался во МХАТе. В Московском Художественном театре он проработает
больше четверти века. Сроднится, срастется плотью, кровью, всем существом с этим
театральным «титаником» и его отчаянным и отважным кормчим Олегом Ефремовым. Сыграет
лучшие свои роли: Петр Полуорлов в «Старом Новом годе» М.Рощина, Леня Шиндин в
«Мы, нижеподписавшиеся» А.Гельмана, Тригорин в «Чайке» А.П.Чехова, Ленин в «Так
победим!» М.Шатрова, Федя Протасов в «Живом трупе» Л.Н.Толстого, Оргон в «Тартюфе»
Мольера, Симон в «Тамаде» А.Галина, Табак в «Перламутровой Зинаиде» М.Рощина.
Во МХАТе Калягин встретился с великим режиссером, который влюбился в него так,
как умел влюбляться только он - Анатолий Васильевич Эфрос. У Эфроса (за вычетом
зарезанного советской цензурой Гамлета) Калягин сыграл две роли. Федю Протасова
и мольеровского Оргона. Там и там - трагически смешон, но никогда - комически
трагичен. Там и там - оплодотворенная живым чувством главная его тема - тема слабого,
но бунтующего персонажа, возвышающего бунт до пафоса. Доверчивость души, мильон
ее терзаний, муки и полет. И… невероятное мужское обаяние!
Эфрос говорил о нем: «Когда Калягин на сцене - смотришь неотрывно. Интересно
наблюдать, как возникает и растет от репетиции к репетиции нечто живое. Похоже
на то, как в начале мая внезапно появляются на ветках зеленые листочки. Кажется
невероятным, что дерево за два-три дня преобразуется до неузнаваемости. Вдруг
что-то запестрело, удесятерилось, еще размножилось, и дом напротив уже не виден,
Развитие роли у настоящего актера похоже на это цветение».
Одиночка
В кино Александр Калягин дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме
«Николай Бауман». Потом были: Бийчук в детективе «Черный принц», Пиквик в телеспектакле
«Записки Пиквикского клуба».
В середине 70-х Калягин сыграл свои лучшие роли. Роль Ванюкина в приключенческом
фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», собственно говоря, также была эпизодической,
но она осталась в памяти у всех, кто хотя бы раз посмотрел эту картину. Год спустя
Калягин вновь снялся у Никиты Михалкова - в прекрасной картине «Раба любви». Там
он уже сыграл одну из главных ролей – режиссера Александра Александровича.
В том же году на экраны вышла комедия «Здравствуйте, я ваша тетя!», сделавшая
актера безумно популярным. Его герой Бабс Беверлей покорил сердца зрителей, а
фильм, ставший культовым, просто растащили на цитаты. Помните? «Я тебя поцелую.
Потом. Если захочешь». «Я тетушка Чарли из Бразилии».
Калягин стал знаменит, появилась масса поклонниц. У него стремились взять интервью,
узнать про личную жизнь. «Все отлично» - отвечал он. И никто не знал (даже в театре!),
что совсем недавно он остался один. Татьяна умерла от рака, дочке Ксюше тогда
было всего четыре года. На урне с прахом жены Александр написал «Спасибо за щедрость
твою». А еще через год от опухоли головного мозга умерла его мать. О том, что
творилось на душе у актера тогда, никто не догадывался.
Александр вошел в роль отца-одиночки. Сам готовил Ксюше еду, стирал белье,
водил в садик. Он так любил дочь, что даже выбор новой мамы доверил именно ей.
Массу поклонниц девочка забраковала.
«Неоконченная пьеса для механического пианино»
Среди огромного количества фильмов, в которых снимался Александр Калягин, один
занимает особое место. Это картина Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического
пианино», поставленная по пьесе Чехова «Платонов», а также по мотивам чеховских
рассказов «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя
жизнь». Как уже говорилось, Калягин будто бы был рожден, чтобы играть чеховских
персонажей. И в этой картине по-настоящему раскрылся многогранный талант актера.
Однако роль Михаила Платонова досталась Калягину не просто. В архиве актера
завалялась черно-белая карточка, его первая фотопроба для «Неоконченной пьесы»,
на которой Никита Михалков прочертил жирно фломастером внутри круглого калягинского
лица нужный абрис. Режиссер был строг - влезешь в этот размер, будешь играть.
Месяц Калягин сидел на гречке. Влез. Сыграл. Быть может, лучшую свою роль в кино.
Работа была невероятно тяжелой. Никогда до этого Калягин не вел дневник. Во
время съемок «Неоконченной пьесы для механического пианино» его потянуло записывать,
готовясь к работе с вечера. Вот некоторые его записи: «Полжизни унес мой Платонов.
Полжизни»; «Платонов мой меня обжег. И мимо бесследно для меня не пройдет».
Съемки завершились 18 сентября 1977 года. На следующий день МХАТ уехал в Болгарию
на гастроли. В Софии Калягин вошел в гостиничный номер, разместился, принял душ,
лег спать и проснулся... через сутки. Коллеги беспокоились, стучали, открывали
дверь. Бесполезно. Артист спал.
Картина «Неоконченная пьеса для механического пианино» сыграла и еще одну важную
роль в жизни Александра Калягина. На съемках он познакомился с актрисой , которая играла в фильме Сашеньку. Все помнят, как бежала она за
своим Платоновым, спотыкаясь, к реке: «Миша! Мишенька!» Как обнимались потом по
колено в воде, в море слез.
Тогда, во время съемок, начинающая актриса стеснялась своего знаменитого партнера.
Прошло два года... Однажды Калягин вдруг позвонил ей и предложил сходить в театр.
Так начался их роман. Красивая и добрая женщина понравилась дочери Александра
Александровича, и с тех пор они живут вместе.
Многообразие ролей
Роль Платонова была очень высоко оценена как зрителями, так и критиками. В
1977 году по опросу журнала «Советский экран» Калягин был назван лучшим актером
года. Но актер не останавливался на достигнутом. Он продолжал очень много сниматься,
и практически ни одна работа не оставалась незамеченной. В драме Романа Виктюка
«Игроки» (1978) он играет Ихарева, в комедии Олега Ефремова «Старый Новый год»
(1980) Петра Полуорлова. За роль Ганиева в детективно-публицистической драме «Допрос»
(1979) актер удостаивается Государственной премии.
Многообразие киноролей, сыгранных Калягиным, удивляет. От трагического Василия
Жуковского, учителя и друга Пушкина в «Последней дороге» режиссера Леонида Менакера
до приспособленца и хамелеона Любомудрова в картинах «Прохиндиада, или бег на
месте» Виктора Трегубовича и «Прохиндиада-2» (режиссер сам А. Калягин). А как
замечателен его Чичиков в экранизации «Мертвых душ»! Калягин - актер универсальный,
приобретший с годами учебы в вахтанговской школе и работой в лучших театрах столицы
поразительную способность к пластическому перевоплощению. Он вживается в характер,
обстановку и чувствует себя свободно в любом жанре - будь то чеховская мелодрама,
эксцентрическая комедия, или даже эротическая притча («Комедия о Лисистрате»).
Вместе с тем есть одно, что объединяет всех его героев. Одиночество. Это слово
является лейтмотивом его творчества. Одинок его «сумасшедший» Поприщин в театре
Ермоловой, одинок Платонов в «Неоконченной пьесе», одинок «живой труп» - Федя
Протасов, даже Оргон - смешной мольеровский безумец, конечно - Дон Кихот, толстый
человек из Ламанчи в «Et Cetera». И отобранный в юности Любимовым (для Высоцкого!)
Галилей в театре на Таганке (всего два раза удалось сыграть!). И запрещенный на
телевидении эфросовский Гамлет (он должен был оказаться таким реактивным, быстрым,
стремительным, несмоктуновским. Без рефлексий, но с пониманием - жить осталось
мало!). И даже - Чичиков! - в пятисерийном фильме Швейцера. И - да! - тетушка
Чарли из Бразилии - чудесный парафраз его любимого Чаплина - маленький, но гордый
и свободный человек. Больше ста ролей. И всегда, там и тут, так или иначе - одиночество
рифмуется со свободой.
Режиссер
Впервые в качестве режиссера в кино Калягин выступил, сняв в 1985 году мелодраму
«Подружка моя» - картину, открывшую зрителю актрису Ирину Розанову. Следующую
работу пришлось ждать почти десять лет. В 1994 году вышла его «Прохиндиада 2»,
сатирическая комедия, являвшаяся продолжением похождений Сан Саныча Любомудрова,
начавшихся в картине Виктора Трегубовича «Прохиндиада, или бег на месте».
В 80-е годы Калягин стал пробовать свои силы и в качестве театрального режиссера.
Первые его работы были за рубежом. В США он поставил «Ревизора», а во Франции
– «Чехов. Акт III».
В 1993 году Калягин организовал собственный театр «Et Cetera». Александр Александрович
вспоминает: «Наш театр начался не с идеи, а с шумного курса, который я выпустил
в 90-м году. Это был один из лучших курсов Школы-Студии МХАТ. Ребята не разбежались,
а стали вместе работать. Сначала без меня. Тогда я еще не помышлял о создании
театра. МХАТ, где я работал, был тогда лучшим театром страны, были живы великие
артисты Евстигнеев, Андрей Попов, Богатырев, Борисов, еще не ушли из театра Вертинская
и Катя Васильева. Ставили спектакли А.Эфрос, Л.Додин, К.Гинкас... Замечательный
садовник Олег Ефремов взращивал свой сад терпеливо и мудро. Казалось, что так
будет всегда. Но, увы, разделение МХАТа не могло не сказаться, театр начал сильно
меняться. У моего любимого учителя, Олега Николаевича Ефремова, возникла масса
проблем, ему стало не до меня. Работа в театре перестала давать радость, хотя
внешне все продолжало оставаться благополучным. Я был по горло занят, репетировал,
играл, но при этом ощущал себя в абсолютной творческой пустоте. Нависала тягостная
для меня пауза, в которую ворвались мои ребята. Они что-то там репетировали в
разных углах страны, я им помогал решать организационные проблемы, не вникая в
творческий процесс. А тут для афиши им понадобилось мое имя. Пришлось посмотреть,
что они там натворили. Я провел одну репетицию, потом вторую и так далее..., et
cetera..., et cetera...»
Здесь им были поставлены «Лекарь поневоле» Мольера (где Калягин сыграл роль
Тибо), «Руководство для желающих жениться» А.П.Чехова (роль Пискарева), «Смуглая
леди сонетов» Бернарда Шоу (роль Шекспира) и другие спектакли.
Сегодня
Сегодняшняя жизнь Александра Александровича по-прежнему необыкновенно насыщена.
Он работает в театре, продолжает сниматься в кино. Среди последних работ актера
– роли в комедии «Леди на день» (судья), приключенческом фильме «Бульварный переплет»,
сериале «Бедная Настя» (Василий Андреевич Жуковский).
О своей семейной жизни Александр Александрович все также не любит рассказывать.
Тем не менее, известно, что супруги живут счастливо. Дочь Ксения, выучившись в
Америке, осталась жить там. Занимается программированием. В 2001 году у нее родился
сын Матвей. Появлению внука Александр Александрович был безмерно счастлив.
Сын Калягина и Глушенко, Денис, тоже учится в Америке в очень престижной частной
школе «Джордж-скул» под Филадельфией.
Жена Евгения Константиновна снимается редко. Для Калягина она надежный, вечный
тыл. К сожалению, не видят зрители ее и в театре «Et Cetera». Но тут уже другая
причина. «Для того чтобы жена работала в одном театре с мужем, надо быть Мейерхольдом
или Таировым. Я - ни тот, ни другой» - говорит Александр Александрович.
Говоря о себе, Сан Саныч признается: «Мне знакомый врач в Австралии сказал
после инфаркта: "Саша, у вас энергетический ресурс исчерпан. Вы живете уже
на НЗ". Ну и что? Откуда я знаю, сколько его, этого неприкосновенного запаса.
Раньше, в молодости, мы все просыпались от ужаса: как это так - я живу, и меня
не будет?! А потом время идет, теряешь друзей, теряешь родных и вдруг понимаешь:
впереди путь. Пускай он коротенький. Или длинный. Бог его знает. Я бывший медик.
Я актер. Который, конечно же, должен заниматься человековедением. И становится
ясно: все так перемешано. К смерти начинаешь относиться просто: жизнь идет, все
естественно, это - шаг. Говорят, в вечность. А может, и нет...»
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Юлия Маринова, Биография Александра Калягина - Официальный сайт Александра Калягина
http://www.kalyagin.ru;
«Две любви Александра Калягина» http://www.rosconcert.com;
Александр Калягин: «Бремя славы бывает приятно» (АиФ Суббота-воскресенье
№ 21 от 22.05.2002);
Александр Калягин http://www.kulichki.com;
Александр Калягин http://www.peoples.ru;
|