1983 Детский сад
1990 Такси-Блюз
1990 Ленинград. Ноябрь
1990 Похороны Сталина
1991 Анна Карамазофф
1992 Некрасивая
1992 Новый Одеон
1992 Прорва
1992 То, что важнее всего
1996 Принципиальный и жалостливый взгляд
2000 Москва
2000 Свадьба
2002 Дневник камикадзе
2002 Олигарх
2002 Театральный роман
2003 Постельные сцены
2004 Формула
2004 Строптивая мишень
2004 Слушатель
2005 Доктор Живаго
2005 Вдвоём - короткометражный
2005 Бедные родственники
2006 Игра в Шиндай
2006 9 месяцев
2007 Смерть шпионам! (Россия, Украина)
2008 Отдамся в хорошие руки
2010 Случайная связь
2011 Время для двоих
2012 Все ушли (Грузия, Россия, Чехия)
2012 Роман с кокаином
2016 Клад
2016 Дама пик
2018 Трезвый водитель
2019 Чернобыль. Зона отчуждения. Финал
2023 Чук и Гек. Большое приключение
КОЛЯКАНОВА
Наталья Борисовна
Родилась 09.06.1955, Оренбург
Лауреат премии «Кинотавр» в номинации «Приз за лучшую роль» (1996)
Начало
Наталья Коляканова родилась в Оренбурге. Окончив в 1978 году Иркутское театральное
училище, она поступила в местный драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Одной
из первых ее ролей была Ирина в «Трех сестрах».
Дебют в кино для Натальи Колякановой оказался несколько неожиданным. В 1983
году на спектакль «Воспоминание» пришел известный поэт и режиссер Евгений Евтушенко.
Он обратил внимание на неординарную актрису и предложил ей сняться в своем автобиографическом
фильме «Детский сад».
Наталья Борисовна вспоминает: «После спектакля ко мне подошел и сказал: «Знаете,
в фильме все роли распределены, мы уже снимаем, но я бы хотел и вас поснимать,
может, хоть в массовке». Я, конечно, в сцене свадьбы что-то там притоптывала,
приплясывала, пела частушку. Хорошо запомнила момент, когда поняла: то, что делаю,
фиксируется пленкой, сделанное не уходит в песок, а останется, и смотреть можно
будет бесконечно. И эту магию кино я ощутила всем существом».
Анатолий Васильев
Однако настоящий дебют в кино состоялся много лет позже – в 1990 году. А тем
временем Наталья Коляканова поступила в ГИТИС на заочный актерско-режиссерский
курс к Марку Анатольевичу Захарову. Уже на первом курсе Захаров передал курс знаменитому
театральному режиссеру Анатолию Васильеву.
Васильев руководил театром «Школа драматического искусства», где параллельно
с учебой (ГИТИС она окончила в 1993 году) и стала работать Коляканова. За одиннадцать
лет работы она сыграла множество различных ролей: и Настасью Филипповну, и Лебядкину,
и Чайку, и Раневскую, и донну Анну. Театр Васильева Коляканова покинула в 1998
году. Актриса признается, что все эти годы театр был ее самой большой страстью:
«…я могла играть спектакль со страшнейшей пневмонией. С ужаснейшей температурой!
Я так играла и жила каждый день. У меня вообще уже никакого здоровья играть не
было. А я все играла, играла и играла».
90-годы. Кино
Театр же и привел вновь Наталью Коляканову в кино. Она вспоминает: «Когда мы
играли «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло, я ходила по зрительному
залу и присаживалась на колени мужчинам, заигрывала с ними. Во всех странах, куда
приезжали, обязательно подсаживалась к какому-нибудь мэру, каким-то нюхом его
вычисляла, и весь зал ахал. Так меня потянуло и к Лунгину, а его притягивают страстные
натуры, он любит говорить: играй так, будто шампанское открыли».
Павел Лунгин предложил актрисе роль в своей картине «Такси-блюз». Коляканова
Павла удачно вписалась в колоритную подборку странноватых московских лиц. Ее беспрестанно
хохочущая продавщица Кристина была подобна шальной стремительной искре.
В том же году Наталья Коляканова снялась в сложной по стилистике и содержанию
драме Олега Морозова и Андреаса Шмидта «Ленинград. Ноябрь», а также у уже знакомого
Евгения Евтушенко в его ретро-драме «Похороны Сталина», где сыграла мать Жени.
На актрису тут же обратили внимание, о ней заговорили, отмечая ее необыкновенную
манеру игры. Но для самой Натальи Колякановой главным приоритетом в жизни оставался
все же театр. А кино…
«Я не была к кино так привязана. Я в кино играла для радости! Когда снималась
у Лунгина и в «Такси-блюз», и в «Свадьбе» — помню только ощущение легкости и радости!
Радость именно от этой непривязанности к кинематографу. Знаешь, как жена, которая
изнемогает от ответственности и обязанностей перед мужем, она так измучена, и
вдруг у нее появляется любовник, к которому она с радостью бежит! У меня на съемках
было ощущение, что я на стороне нашла любовника. Поэтому все, что я там делала,
я делала играючи, я ни к чему не была привязана».
В 90-е годы она снялась лишь в нескольких фильмах, но все эти роли были сделаны
с высоким профессионализмом, отличающим опытную театральную актрису. Такой, например,
была ее роль сорокалетней Али в картине Александра Сухочева по сценарию Ренаты
Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд». Наталья Коляканова идеально
воплотила сосредоточенность героини на себе, бестелесность ее существования, ее
пустеющую жизнь.
При этом актриса очень органично смотрелась не только в сложных психологических
картинах, но и в комедиях («Новый Одеон») или в мелодрамах («Прорва», где она
сыграла томную нежную балерину).
Последние работы
Как и прежде, Наталья Коляканова снимается не очень часто. Но каждый раз ее
работы не остаются незамеченными, как, например, в картинах Павла Лунгина «Свадьба»
и «Олигарх». Прекрасное комедийное дарование актриса продемонстрировала в лирической
комедии «Слушатель», сыграв жену Федулова.
Использованные материалы:
Елена Кутловская, «Наталья Коляканова: Я - это крайний случай!» http://www.kinoart.ru