ЛАДЫНИНА
Марина Алексеевна
11.06 (24.06).1908, село Назарово, Красноярский край – 10.03.2003, Москва
Народная артистка СССР (1950)
Кавалер Ордена Ленина (1938)
Лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1941, за фильм «Трактористы»;
1942, за фильм «Свинарка и пастух»; 1946, за фильм «В шесть часов вечера после
войны»; 1948, за фильм «Сказание о земле Сибирской»; 1951, за фильм «Кубанские
казаки»)
Лауреат премии «Ника» в номинации «За честь и достоинство» (1998)
Нелегкое детство
Во всех энциклопедиях и справочниках местом рождения Марины Ладыниной значится
село Назарово близ города Ачинска Красноярского края. На самом же деле будущая
актриса родилась совсем в другом месте - в селе Скотинино Смоленской губернии.
Но Марине Ладыниной это название казалось очень уж неблагозвучным, поэтому впоследствии
она изменила в документах место рождения на Назарово, куда она вместе с родителями
переехала в раннем детстве.
Родители Марины были простыми крестьянами. Отец, Алексей Дмитриевич Ладынин,
имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, и была вовсе безграмотной.
Кроме Марины в семье было еще трое детей. Ей, как самой старшей, приходилось нелегко
– с ранних лет она познала все тяготы сельской жизни - убирала по дому, стирала,
носила воду с реки. Летом девочка работала по найму у местной фермерши - ежедневно
доила 10 коров.
От суфлера к актрисе
Несмотря на эти трудности у девочки с ранних лет проявился интерес к книгам
и сцене. Читать она научилась рано и с большим удовольствием пересказывала все
это своим друзьям. Наверное, поэтому в школе Марину решили взять в самодеятельный
театр суфлером. Вот только суфлер из нее был неважный. Девочку настолько захватывали
спектакли, что она, увлекаясь, начинала подсказывать текст через чур громко. За
это ее уже тогда стали называть артисткой.
Со временем Марине стали давать роли в спектаклях. Первую свою серьезную роль
- Наташу в спектакле «Русалка» она сыграла в седьмом классе на пушкинском юбилейном
вечере. Сыграла так великолепно, что даже получила одобрение со стороны матери.
А ведь ее мать, женщина властная и строгая, была твердо убеждена в том, что работа
на сцене – дело совершенно никчемное.
В Ачинске, где училась Марина, располагался местный драматический театр. Марину
нередко приглашали туда подменять заболевших актеров. На сцене этого театра она
познакомилась с провинциальной актрисой Баратовой (они вместе играли в спектакле
«Иудушка Головлев»). Баратова окончательно убедила Марину в необходимости учиться
настоящему искусству театра.
В Москву!
Окончив школу, Марина в 16 лет стала учительницей в родном селе Назарово. Параллельно
она продолжала играть на сцене. Кроме того, девушка, обладавшая прекрасным голосом
и слухом, выступала с концертами. Постепенно рамки провинции ей стали тесны, и
она решила перебраться поближе к столице.
Первоначально она переехала в Смоленскую губернию на родину отца. Здесь она
продолжила заниматься преподавательской деятельностью, но мечты о театре не оставляла.
И однажды ей улыбнулась удача.
Как-то в село приехал отдыхать актер театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Марина
познакомилась с ним, и Фадеев, увидев в девушке актерские задатки, посоветовал
ей поступать в ГИТИС. Актер даже подарил ей книгу «Моя жизнь в искусстве», чтобы
Марина могла подготовиться к экзаменам.
В 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать
на факультет общественных наук. Марина, воспользовавшись представившейся возможностью,
поехала и… поступила ГИТИС. Причем столица была покорена ею с первого же раза.
На вступительных экзаменах ей поставили отличные оценки и сделали пометку в ведомости
«особо одаренная».
ГИТИС. Первые роли
Окрыленная успехом, Марина с увлечением взялась за учебу. Все преподаватели
отмечали ее талант, энергию и целеустремленность. Уже на втором курсе Марину пригласили
на стажировку во МХАТ, после чего выделили ей мхатовскую стипендию в 75 рублей.
В том же году состоялся дебют Марины Ладыниной в кино. Она сыграла небольшую
роль слепой цветочницы в немом фильме «В город входить нельзя». В принципе этот
фильм ничего особенного не представлял, как и другой - «Застава у Чертова брода»
- в котором она снялась через пару лет. Мир кинематографа был конечно интересен,
но для Марины главной мечтой продолжал оставаться театр…
МХАТ
В 1933 году Марина Ладынина окончила ГИТИС и была принята в труппу МХАТа. Это
было похоже на чудо. На сцене этого театра тогда играли величайшие актеры: Качалов,
Книппер-Чехова, Москвин, Кторов,
и другие. Но молодая актриса не растерялась.
Первая же роль - хрупкая монашка Таисия в спектакле «Егор Булычев и другие»
(по одноименной пьесе М.Горького) – была сыграна Мариной Ладыниной великолепно.
Ее работу отметил даже Максим Горький. Затем последовала роль в спектакле «В людях»
(опять же по Горькому).
Кино. Знакомство с Пырьевым
Параллельно Марина продолжала сниматься в кино. В 1934 году ее пригласили на
роль деревенской девушки в картину «Вражьи тропы». Это была очередная рядовая
картина, но она в корне изменила жизнь актрисы. Именно на съемках этого фильма
она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым.
К тому времени Марина Ладынина уже успела побывать замужем за актером . Был женат и Пырьев. Но ради Марины он пошел на развод с актрисой
. Ада очень тяжело переживала
уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придет
время, и Пырьев бросит ее. Она оказалась права, но об этом позже.
Уход из МХАТа. Первые крупные успехи
Замуж за Пырьева Марина Ладынина вышла в 1936 году. До этого она считала театр
своей основной деятельностью. Но под влиянием мужа она решилась уйти из МХАТа.
Как раз в это время Пырьев приступал к своей новой картине – комедии «Богатая
невеста». В главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только Марину
Ладынину.
В самый разгар съемок, проходивших на Украине, произошел скандал. Руководители
«Украинфильма» заявили, что картина имеет явный националистический уклон, якобы
«москали» в открытую издеваются над украинским языком. Пырьев, спешно завершив
съемки, отправился вместе со съемочной группой в Москву. Но и здесь его картина
не понравилась начальству. Фильм положили на полку.
Ситуация изменилась весной 1938 года, когда сменилось руководство кинокомитета.
Новому руководителю фильм понравился, и он отправил его Сталину. Иосиф Виссарионович
оказался в восторге от комедии. Тут же был отдан приказ, выпустить картину на
экраны.
«Богатая невеста» - первый фильм Пырьева, снятый в жанре музыкальной комедии.
При всей его непритязательности, он пришелся по душе миллионам зрителей. За эту
работу Ладынина и Пырьев были в том же году награждены Орденами Ленина.
После такого успеха Пырьев с Ладыниной тут же приступили к съемкам второй картины
- «Трактористы». И вновь это была музыкальная комедия из деревенской жизни. Неожиданно
в самом начале съемок возникли непредвиденные трудности. Руководитель Кинокомитета
Дукельский категорически заявил, что Ладынина не подходит на главную роль бригадира
женской тракторной бригады Марьяны Бажан. С огромным трудом Пырьеву удалось отстоять
кандидатуру своей жены. Съемки начались…
Иван Пырьев впоследствии так отзывался о работе Марины Ладыниной в той картине:
«Мне везло с актерами. Марине, к примеру, надо было лететь по степи на мотоцикле,
вести по пахоте сложный гусеничный трактор. В фильме «Трактористы» актриса делала
все это так, будто уже давно была трактористкой и неоднократно участвовала в мотогонках».
Успех картины превзошел все ожидания. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звездами
всесоюзной величины, их работа была отмечена Сталинскими премиями. В этом же фильме
взошла звезда замечательного актера .
В годы войны
После «Трактористов» Иван Пырьев неожиданно решил сменить тематику. Его новая
картина «Любимая девушка» была снята в жанре мелодрамы, а Марина Ладынина играла
в ней Варю Лугину - рабочую московского завода. Ее героиня убегает от ревнивого
мужа, а друзья и знакомые предпринимают все попытки, чтобы помирить молодоженов.
Картина получилась откровенно посредственной, и Пырьев решил вернуться на уже
проторенную дорожку – деревенскую музыкальную комедию.
Фильм «Свинарка и пастух» начал сниматься в феврале 1941 года, а в июне на
нашу страну обрушилась страшная война. Большинство из участников съемок стали
просить отправить их на фронт. Сам Пырьев несколько раз подавал заявления в военкомат.
Но руководство решило иначе – было дано указание доснять фильм.
Комедия «Свинарка и пастух» вышла на экраны уже в ноябре 1941 года. Критики
тут же окрестили ее «деревенским лубком», а вот зрители приняли ее с огромным
восторгом. Марина Ладынина сыграла роль вологодской деревенской девушки Глафиры
с особой теплотой. Не менее блистателен был и в роли кавказского пастуха Мусаиба. Их чистая и светлая любовь, преодолевающая
все преграды, не могла не тронуть сердца зрителей, а для фронтовиков картина и
вовсе стала талисманом. Она переходила из части в часть, воодушевляя бойцов на
защиту единой многонациональной страны.
Фильм «Свинарка и пастух» стал вершиной творчества Марины Ладыниной. В годы
войны она так же снялась в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», героической
драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома» и, наконец, в 1944 году сыграла воспитательницу
московского детского сада Варю Панкову в замечательной лирической мелодраме своего
мужа «В шесть часов вечера после войны».
Послевоенные работы
После войны Иван Пырьев приступил к созданию своей очередной музыкальной комедии
«Сказание о земле Сибирской». Марине Ладыниной как всегда в ней отводилась главная
роль - певицы Наташи Малининой, и сыграла она ее очень трогательно и лирично.
Вместе с тем, в картине поднималась очень серьезная тема творчества.
Зрителям новая картина пришлась по душе, в прокате 1948 года она заняла 3-е
место, а вот коллеги отнеслись к ней прохладно. Сергей Эйзенштейн и вовсе назвал
ее «русский лубок в чехословацком исполнении» (картина снималась в Чехословакии).
После этой работы Иван Пырьев хотел переключиться с комедий на более серьезные
работы, но ничего не вышло. От него ждали комедий, и Пырьев вынужден был вновь
обратиться к привычному жанру.
Для Марины Ладыниной роль в комедии «Кубанские казаки» оказалась несколько
непривычной. До этого ей доводилось играть молодых девушек, задорных и боевых
или нежных и лиричных. Здесь же ей предстояло сыграть председателя колхоза Галину
Ермолаевну Пересветову, женщину решительную, деловитую, твердую и в то же время
душевную и отзывчивую. Поначалу роль актрисе никак не удавалась, она даже хотела
уйти из картины, но постепенно в ходе съемок она смогла найти нужные краски.
Истосковавшийся по веселым картинам советский народ принял новый фильм с неописуемым
восторгом, а песни, написанные замечательным композитором Исааком Дунаевским,
стали поистине народными.
Всенародная любовь
То, насколько была высока в те годы популярность Марины Ладыниной, даже трудно
передать. Достаточно привести лишь один факт – одно время в начале улицы Горького
висели два огромных, во весь дом, портрета. На одной стороне улицы – сам Иосиф
Виссарионович. А на другой – Марина Ладынина. За годы сотрудничества с Иваном
Пырьевым она (единственная из отечественных актрис) была пять (!) раз отмечена
Государственной (Сталинской) премией СССР. А в 1950 году после выхода «Кубанских
казаков» Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР. И это только
официальное признание.
А народная любовь! Она не поддавалась описанию. Актрису боготворили, ей подражали,
ее засыпали тысячами писем. Порой на конвертах писали просто: «Мосфильм, председателю
колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой».
В чем же заключался секрет такого успеха? Ведь, говоря откровенно, фильмы Пырьева
были наивными сказками о счастливой советской действительности. Все просто. Люди,
уставшие от тягот и разрухи, тянулись к красивой жизни. А на экране их встречала
простая, понятная, милая и обаятельная Марина Ладынина. Она была своей, вышедшей
из народа, и зритель проникался к ней доверием. Нередко в письмах спрашивали,
где находится тот самый колхоз, туда готовы были ехать, чтобы остаться жить и
трудиться.
Сама же актриса прекрасно понимала противоречие между реальной жизнью и киносказками,
создаваемыми ею в дуэте с Иваном Пырьевым. Что делать, они тоже были винтиками
системы…
Разрыв с Пырьевым
За время совместной жизни с Иваном Пырьевым Марина Ладынина снималась исключительно
в картинах своего мужа. Лишь однажды, в 1942 году, ей довелось сыграть в комедии
Константина Юдина «Антоша Рыбкин», оставшейся, впрочем, без внимания зрителей.
Другие режиссеры даже не решались приглашать ее в свои картины.
В 1950 году в ее кинокарьере мог произойти поворот, когда режиссер Игорь Савченко
предложил Ладыниной роль графини Потоцкой в историческом фильме «Тарас Шевченко».
Актриса, которая очень хотела попробовать себя в новом качестве, с радостью согласилась.
К сожалению, цензура посчитала героиню в ее исполнении слишком доброй, и сцены
с участием Ладыниной были вырезаны из фильма.
В 1953 году Марина Ладынина вновь снялась в картине своего мужа (девятой по
счету). В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж.
Фильм оказался пророческим.
В эти годы Иван Пырьев без памяти влюбился в молодую актрису . Когда же Марина Ладынина попыталась поговорить с ним, он первым
пошел на разрыв, заявив при этом, что после развода ее никто не будет снимать.
Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев просто запретил другим
режиссерам приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен крест.
С Марченко у Пырьева так ничего не вышло. Впоследствии он женился на актрисе
, которую снял в картине
«Свет далекой звезды». Кроме того, Пырьев снял еще несколько картин, из которых
самая известная «Идиот» по одноименному роману Достоевского. Умер он в 1968 году.
Годы забвения
Марина Ладынина пережила своего бывшего мужа на 35 лет. Первое время после
развода она никуда не могла устроиться – ни один театр не хотел брать в труппу
звезду, которая могла заслонить своей популярностью других актеров. Наконец Марину
приняли в Театр-студию киноактера. Некоторое время она там играла, но затем была
уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми она ездила по городам
и весям. Наступило полное забвение.
В последние годы жизни Марине Алексеевне было особенно тяжело. Болезни, безденежье…
А в 1998 году, в год 90-летия о ней вдруг вспомнили. К юбилею не награждили премией
«Ника» в номинации «За честь и достоинство». Газеты запестрели заголовками «Самая
знаменитая кубанская казачка», «Живая легенда», «Советская суперзвезда». Какое
лицемерие! Где все они были раньше!
После празднования юбилея о ней снова забудут и вспомнят только после смерти
10 марта 2003 года. Снова будут писать, какой замечательной актрисой она была,
и какую жизнь она прожила…
И только зрители никогда не забывали Марину Ладынину. Для них она так и осталась
молодой, лучезарной женщиной. И фильмы с ее участием по-прежнему собирают многочисленные
аудитории.
Автор - Igor BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2002;
Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили. Марина Ладынина» (Москва, «Эксмо», 2004,
стр. 135-145);
Виталий Вульф, «Марина Ладынина. Свет звезды» (Журнал «L'Officiel». Русское издание.
№45 март 2003);
Биография http://www.biograph.comstar.ru;
Марина Ладынина. Биография http://cinema.variety.ru
|