ЛАЗАРЕВ
Александр Александрович
Родился 27.04.1967, Москва
Заслуженный артист РФ (1999)
Лауреат театральной премии "Чайка" (2003, за участие в спектакле "Плач
Палача", номинация - "Роковой мужчина")
Лауреат театральной премии "Чайка" (1997, за участие в спектакле "Королевские
игры", номинация - "Роковой мужчина")
Лауреат Государственной премии РФ (1996, за театральную работу)
Лауреат театральной премии Фонда Станиславского (1996)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1996, за роль в спектакле «Королевские
игры»)
Первые роли в кино и театре
Александр Лазарев родился в семье знаменитых актеров и Светланы Владимировны Немоляевой.
В 12 лет Саша впервые вышел на сцену в роли Федора Лямина в спектакле «Леди
Макбет Мценского уезда» Театра имени Вл. Маяковского, где выступали его родители.
Вскоре состоялся дебют мальчика и в кино. В 1981 году он сыграл в телеспектакле
Александра Орлова «Тайна Эдвина Друда», а год спустя – в детективном телесеоиале
«Профессия – следователь».
Юность
В 1984 году Александр поступил в Школу-студию МХАТ на курс Ивана Михайловича
Тарханова. После первого курса, он был призван на службу, которую ему довелось
проходить в составе военной команды при Центральном театре Советской Армии. В
течение двух лет он работал монтировщиком, дворником и грузчиком. Однако сам Александр
не считает это время потерянным:
«Это дало мне более естественное и конкретное отношение к людям и окружающим
обстоятельствам. Очень обыкновенные человеческие понятия - долг, труд, обман,
страсть - обрели для меня смысл. На какие-то вещи надо реагировать просто по-мужски.
Мужчина должен уметь поднимать тяжести, мужчина не должен гнушаться подмести двор
или расколоть лед. И нельзя сваливать эту работу на другого, а самому увиливать.
А молодой студенческий организм, только поступивший в институт и воспитанный на
Бальмонте, Мандельштаме и Шекспире, об этом и не подозревает».
В 1987 году Александр Лазарев вернулся в Школу-Студию МХАТ, где доучивался
уже на курсе Александра Александровича Калягина.
Во время учебы Александр изредка снимался в небольших ролях в кино. Пытаясь
доказать, то он не «блатной» и может всего добиться исключительно сам, без помощи
знаменитых родителей, он даже одно время менял в титрах свою фамилию. Так в картине
«Село Степанчиково и его обитатели» он снимался под псевдонимом Трубецкой.
Театр
В 1990 году Александр окончил Школу-студию МХАТ, и в том же году был принят
в труппу театра Ленком. Александр сознательно не пошел в родной Театр им. Маяковского,
где работали его родители. Причина была все та же – желание доказать свою состоятельность.
К тому же ему не хотелось «подставлять» своих родителей в случае провала.
Опасения насчет провала оказались напрасными. Именно театр принес Александру
широкую известность. Уже после первых своих работ в спектаклях «Женитьба Фигаро»
и «Королевские игры» актер стал необыкновенно популярен, в очередной раз опровергнув
мнение о том, что на детях знаменитостей природа отдыхает.
Популярность была настолько велика, сто на спектакль «Королевские игры», где
он блистал в паре с Амалией Мордвиновой, вообще невозможно было попасть. За эту
роль Александр был удостоен Государственной премии, премий «Хрустальная Турандот»,
имени Станиславского и премии «Московского комсомольца».
Помимо вышеперечисленных работ, Александр сыграл в сезоне 1990-1991 года небольшие
роли в спектаклях: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (Чилиец, Рейнджер, Шарманщик),
матроса в «Юноне и Авось», жителя деревни Анатовки в «Поминальной молитве». С
1991 года он играл Клавдия в спектакле «Гамлет» (постановка Глеба Панфилова).
Особенно популярен Александр Лазарев стал среди женской аудитории. И это неудивительно
– талант, помноженный на прекрасную внешность и истинное обаяние, не мог не привлекать
внимание. Одно время вокруг актера буквально кипели страсти, которые улеглись
лишь после того, как Александр женился и убедил всех в том, что он однолюб…
Личная жизнь
Свою половину Александр Лазарев нашел еще в студенческие годы на вечеринке,
которую он устроил у себя дома. Оказалось, что Алина в свое время училась в соседней
школе. Вскоре молодые люди сыграли свадьбу.
Как правило, браки, заключенные в раннем возрасте, не выдерживают испытания
временем, - особенно, если речь идет об актерах. Но и это правило было опровергнуто
Александром. Супруги живут дружно и счастливо, воспитывают двух детей - дочку
Полину и сына Сережу.
Кино. Долгий путь к признанию
В отличие от театра, в кино у Александра Лазарева долгое время не было интересных
работ. Сегодня остается только недоумевать, как актер с такими данными мог оставаться
без работы. Александр вспоминает: «…говорили, что слишком правильное лицо. Такая
интеллигентная форма отказа была: «Вы слишком хорошо выглядите для этой картины».
Отсутствие ролей всегда тяжело переносится любым актером. Не был исключением
и Александр. Поэтому понятна его радость, когда Александр Аркадьевич Белинский
предложил Лазареву сняться в главной роли в фильме «Провинциальный бенефис» -
вместе с Галиной Вишневской, Владиславом Стржельчиком, Вячеславом Тихоновым, Светланой
Немоляевой, Валентином Смирнитским и : «Я был на седьмом небе от счастья. По полной программе отработал
- прошел фотопробы, кинопробы…»
Несмотря на этот успех, в 90-е годы, период малокартинья в России, Александру
Лазареву не удалось в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Снимался
он по-прежнему не очень часто. Большой резонанс вызвала лишь роль Анатолия в фильме
Вячеслава Криштофовича «Приятель покойника» (1997).
В режиме цейтнота
Ситуация резко изменилась после 2000 года. Появились многочисленные предложения
- в первую очередь приглашения в сериалы. Изменился и сам актер. Талант Александра
Лазарева развился и окреп, его роли стали еще более глубокими и интересными. Чего
только стоит роль Гани Иволгина в сериале «Идиот» - экранизации бессмертного произведения
Ф.М. Достоевского.
К своим ролям Александр Лазарев неизменно подходит со всей тщательностью. Четко
следуя режиссерским установкам, он при необходимости с удовольствием импровизирует.
Так, например, на съемках исторической картины Светланы Дружининой «Виват, Анна
Иоанновна!» актер зимой по собственной воле полуголый нырял в снег.
Актер старается не замыкаться на одном образе, играя персонажей разных эпох
и разных слоев населения. Он представал в образах безумного маньяка («Умирать
легко»), и человека чести, сознательно идущего на гибель («Честь имею»). В фильме
Юлия Гусмана «Парк советского периода» Александр Лазарев органично вжился в образ
тележурналиста, а в детективе Вячеслава Криштофовича «Седьмое небо» сыграл миллионера.
Артисту одинаково хорошо даются и трагедия, и комедия.
В последние годы Александр вообще находится в режиме цейтнота. Работа в Ленкоме,
где он стал ведущим актером, многочисленные роли в кино (по нескольку в год) –
все это не дает ему расслабиться ни на минуту. Но, как признается сам Александр,
такая жизнь ему нравится.
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Сайт Александра Лазарева http://www.lazarev-ml.ru;
Александр Лазарев на сайте http://www.prazdniki.ru;
Александр Лазарев-младший хотел служить в Афганистане http://mignews.com.ua;
Наталия Корнеева «Александр Лазарев: «Люблю лежать и смотреть в окно на японский
красный клен» (Homes & Garden №11 от 06.11.2003 http://www.osp.ru);
«Талант, помноженный на степень свободы» http://www.mirprognozov.ru;
Марина Забелина «Влюбленный в кино Александр Лазарев» http://www.nashe-kino.ru
|