МАРТИНСОН
Сергей Александрович
25.01 (06.02).1899, Санкт-Петербург - 02.09.1984
Народный артист РСФСР (1964)
Театр
Тяга к театру появилась у Сергея Мартинсона еще в школе. Будучи учеником пятого
класса, он начал заниматься в любительском театральном кружке. Спустя год Сергей
организовал уже собственную театральную студию, где в спектакле «Ревизор» исполнял
роль Петра Ивановича Добчинского.
В 1923 году Сергей Мартинсон окончил Институт сценических искусств в Петрограде.
Некоторое время он выступал в эстрадных театрах северной столицы «Вольная комедия»
и «Свободный театр». Однажды на талантливого актера обратил внимание знаменитый
Всеволод Мейерхольд и пригласил его в свой театр. Так в 1925 году Мартинсон оказался
в Москве.
В Театре Мейерхольда Сергей Мартинсон проработал до 1938 года. Одновременно
он выступал на сценах Театра Революции и Мюзик-холла. Очень скоро к актеру пришла
слава мастера театра и эстрады. «Мартинсон убедителен и неповторимо оригинален
как в области водевиля и ядовитой сатиры, так и в мире поэтической сказки, в образе
героя лирической комедии, в образе героя психологической драмы. Он органически
сочетает в одном образе комедийное с трагическим», - писали о Мартинсоне критики.
Довоенное кино
В кино Сергей Мартинсон начал сниматься в 1924 году. Свои первые роли он сыграл
в фильмах ФЭКС («Фабрики Эксцентрического искусства») – киномастерской организованной
и руководимой Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Дебютом актера стала
роль Кулиджа Керзоновича Пуанкаре в фильме «Похождения Октябрины».
Эта, а также последующие работы были исполнены Мартинсоном в ярко-комедийной,
эксцентрической манере. Кроме того, они нередко требовали недюжинной спортивной
подготовки. Это и предопределило дальнейшее амплуа актера. Мартинсону все чаще
стали предлагать сыграть отрицательные роли в комедийных и сатирических лентах.
Первым большим успехом для Сергея Мартинсона стала роль парикмахера Соль в
политическом памфлете режиссеров Якова Протазанова и Порфирия Подобеда.
Р. Юренев: «В образе парикмахера Соль Мартинсон удачно раскрыл тему чужой злобной
воли, заставляющей жалкого проходимца быть послушной марионеткой в руках закулисных
воротил. Гримаса идиотской важности на лице, странные, механические телодвижения,
фальцет, которым «диктатор» с помощью парикмахерских терминов – «подбрить», «освежить»,
«поставить свинцовые примочки» и т.д. решал политические вопросы - все это было
по-настоящему зло, злободневно и смешно».
Очень ярко актер проявил себя в жанре киносказки. Дети с восторгом наблюдали
за его Человеком рассеянным в «Приключениях Петрушки» и Дуремаром в «Золотом ключике».
Годы войны
В начале 1941 года Сергей Мартинсон снялся в роли композитора Керосинова в
музыкальной комедии Александра Ивановского «Антон Иванович сердится». Съемки фильма,
насыщенного недоразумениями, любовными перипетиями и смешными коллизиями, были
завершены 21 июня, а на следующий день всех потрясла страшная весть – фашистские
войска пересекли границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.
Вскоре после начала войны Сергея Мартинсона вызвали в «Союздетфильм», где предложили
роль Гитлера в эксцентрической комедии Сергея Юткевича «Новые похождения Швейка».
Картина, как и множество других антифашистских фильмов тех лет, была невысокого
уровня. Тем не менее, такие фильмы играли немаловажную роль для поддержки морального
духа советского народа в годы войны.
В 1944 году Сергей Мартинсон сыграл одну из лучших своих ролей - телеграфиста
Ятя, в поставленном режиссером И. Анненским к 40-летию со дня смерти А. П. Чехова
водевиле «Свадьба». Г. Шахов: «Несмотря на упрощенную трактовку режиссером чеховских
образов, в герое Мартинсона жил словно сошедший со страниц книги образ телеграфиста.
Не изменяя своему приему преувеличенного изображения смешных черт характера героя,
Мартинсон был на этот раз сдержанней, мягче, лиричней. Образ Ятя раскрывался как
бы под сурдинку. Посмеиваясь над своим телеграфистом, типичным маленьким человеком
чеховской эпохи, с его убогими интересами, артист щадил его. Было даже жаль этого
не очень умного человека, который так невпопад делает комплименты и ради лишней
рюмки водки способен сносить унижения и обиды».
Мастер комедийного эпизода
После окончания войны, Сергей Мартинсон стал актером Театра-студии киноактера.
Он продолжал активно сниматься в кино, играя, как правило, комедийные роли. К
сожалению, слабость драматургии и режиссуры часто лишали талантливого актера возможности
создать яркие образы. Тем не менее, в памяти зрителей осталось немало персонажей,
созданных Сергеем Мартинсоном: это и дьяк Осип Никитович в фильме «Вечера на хуторе
близ Диканьки», и злой волшебник Прокофий в «Сказке о потерянном времени», и опекун
Салтана в «Сказке о царе Салтане», и дед Матвей в «Большом аттракционе», и мистер
Вант в «Новых приключениях капитана Врунгеля»…
Порой Мартинсону предлагали роли и другого плана. Так в 1961 году он, для многих
неожиданно, сыграл положительного героя - угольщика Филиппа в романтической ленте
Александра Птушко «Алые паруса» (по одноименной повести Александра Грина). А в
1966 году исполнилась давняя мечта актера, - режиссер Константин Воинов пригласил
его на роль Князя К. в фильме «Дядюшкин сон» Ф. Достоевскому.
В целом же можно утверждать, что, несмотря на множество ролей, потенциал этого
талантливого актера нашим кинематографом так и не был раскрыт в полной мере.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО Медиа-Сервис 2000);
Волков А. Сергей Мартинсон. Актерская энциклопедия кино России. М., 2002. Вып.
1.;
Шахов Г. Сергей Мартинсон. М., 1966;
Юренев Р. Советская кинокомедия. М., 1964 |