Фильмография:
1962 У твоего порога
1963 Тишина
1964 Жили-были старик со старухой
1964 Метель
1965 Гибель эскадры
1968 Щит и меч
1970 Умеете ли вы жить?
1971-1989 Следствие ведут Знатоки
1972 ...А зори здесь тихие
1972 Вера, Надежда, Любовь
1984 Первая Конная
1985 Слушать в отсеках
1986 Равняется четырем Франциям
2000 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 1. Завещание императора
2001 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 3. Я - император
2001 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 4. Падение Голиафа
2002 Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя
2003 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 5. Вторая невеста императора
2003 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 6. Смерть юного императора
2004 Узкий мост
2008 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 7. Виват, Анна!
|
МАРТЫНЮК
Георгий Яковлевич
03.03.1940, Оренбург - 13.02.2014, Москва
Заслуженный артист РСФСР (1981)
Кавалер Ордена Дружбы (1996)
Народный артист Российской Федерации (2002)
Детство
Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос
скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а
он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали
какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались
целые представления. А еще Гоша любил бывать на репетициях и спектаклях старшего
брата (тот работал артистом в одном из театров Оренбурга). Это было так интересно,
и Гоша мечтал, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену.
Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском
Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как
тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся
его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Спектакль
очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в
свободные дни свою сцену.
ГИТИС
Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву
поступать в ГИТИС. Родители были категорически против – хватит и одного артиста
на семью. Но Георгий был так решительно настроен, что пришлось смириться.
Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий
поступил с первого раза. А затем началась студенческая жизнь: учеба, общежитие,
нехватка денег. Студентами они бегали на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь
маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило.
На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один
из них – «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в
ГИТИСе на режиссерском факультете) прогремел на всю Москву. Тогда в учебный театр
трудно было попасть, спрашивали лишний билетик. Успехи начинающего актера привлекли
к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра
и пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И
Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город,
но тут…
Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Московского
драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А.А.Гончарова. Режиссеру
приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он пригласил
его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом.
С тех пор он так там и работает.
Дебют на экране
В
начале своей театральной карьере Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось
играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это, естественно, расстраивало
молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда пригласил в свою картину «Тишина». Георгий Мартынюк вспоминает: «Это
был мой первый фильм, и он прошел с огромным успехом - это было время «оттепели»,
в фильме многое касалось культа личности Сталина, поэтому фильм был успешным,
удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не мечтая, первую
большую роль я сыграл не в театре, а в кино».
Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира
Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, исполнив роль
Бурмина. Среди других работ 60-х годов – роли в деревенской киноповести Григория
Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры»,
киноповести «Щит и меч».
Личная жизнь
В 60-е годы произошли изменения в личной жизни актера. Он женился на молодой
актрисе. Поскольку первая жена Георгия Мартынюка была москвичкой, то решился и
квартирный вопрос. Некоторое время они с женой жили в коммунальной квартире, а
со временем жилищные условия удалось улучшить.
Со своей будущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице,
где она работала врачом. Актер, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла постоянного
пациента, а я - домашнего врача». Вместе они уже почти три десятка лет.
Знаменский
Поворотным
этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин
задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о деятельности
советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать следователи
Знаменский, Томин и Кибрит – из начальных букв их фамилий и складывалось: «Знатоки».
Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они
и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер пригласил , а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла актриса Театра-студии
киноактера Эльза Леждей.
Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес у зрителей. В том же году
были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову», в следующем
– еще четыре серии… «Знатоки» задумывавшиеся, как телевизионный спектакль, превратились
в настоящий телевизионный сериал.
С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда
по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Знаменитая
троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк
вспоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно
было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей
настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский». В чем же была причина
такого обожания. Просто люди увидели в «Знатоках» тот самый идеальный тип милиционера.
Справедливые, обаятельные, смелые, интеллигентные.
Для того, чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» нередко приезжали в МУР,
присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий
Мартынюк вспоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда, заключенному,
молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь
не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу.
Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский
с подследственными всегда разговаривает только вежливо».
Заложник образа
Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов
ни вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и актерам,
естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже скучновато играть эту
роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в характерах ничего не развивалось».
Актеры не раз обращались с предложениями внести какие-нибудь изменения в сюжет,
например, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сценарий,
видели все то же самое: допросы, выезды, расследования, и актерам ничего не оставалось,
как надевать свои привычные маски.
Роль
Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, она практически
закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не хотели приглашать
его в свои фильмы, - актер стал слишком узнаваемым. За два десятилетия он снялся
в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке фильмов. Да и в тех картинах
запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори здесь тихие»).
А в это время в театре Георгий Мартынюк играл самых разнообразных персонажей,
нередко характерных и комедийных. За годы работы в театре он был занят в спектаклях:
«Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих); «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм); «Если…»
С. Алешина (Крылов); «За час до полуночи» (Эрих Гансен); «Гроссмейстерский балл»
(Филипп); «Уйти, чтобы остаться» (Вадим); «Счастливые дни несчастливого человека»
А. Арбузова (Первый); «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера (Пьеро); «Мать Иисуса» А. Володина
(Римлянин); «Занавески» (Петр); «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович);
«Москва - Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев); «Солдатами не рождаются» К.
Симонова (Захаров); «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха); «Варвары» М. Горького
(Прибыткин); «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев); «Леший» А. П. Чехова (Орловский);
«Идиот» Ф. М. Достоевского (Епанчин); «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен).
Правда и в театре порой приходилось нелегко, - театралы ведь тоже смотрят телевизор,
и у них нередко формируется стереотипное восприятие. Георгий Мартынюк вспоминает,
как они с Леонидом Каневским играли в спектакле «Обвинительное заключение». Их
персонажами были два зека. Естественно, когда открывался занавес, и зрители видели
на нарах знаменитых Знаменского и Томина, то сначала их брала оторопь, а затем
начинался всеобщий хохот. Бывало, из-за этого спектакль не могли начать минут
пятнадцать.
90-е годы
Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом
кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. Он вспоминает: «Время было абсолютно
непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали
ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше,
чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то время...»
В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр.
Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с
полной отдачей. Бывало, что актер подрабатывал в рекламе. Там платили намного
больше, чем за творчество на сцене. Гримасы смутного времени…
Возвращение
Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых
переворотов» режиссер ,
это стало для него приятной неожиданностью. Тем более что и персонаж достался
актеру совершенно для него необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается,
что эту роль тогда сыграл с большим удовольствием.
А
в 2000 году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала
выступил Владимир Хотиненко. На роли Знаменского и Томина пригласили все тех же
Георгия Мартынюка и Леонида Каневского, а вот с Кибрит… Замечательная актриса
Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. Решено было ввести в сериал нового
следователя – Китаеву. Эту роль доверили .
Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами.
Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом. Видимо сказалась
ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай, когда войти в одну
и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем году были сняты
еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла…
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Ольга Мирошниченко, Интервью с Георгием Мартынюком, http://www.moskv.ru;
Леонид Гуревич, «Георгий Мартынюк: «Для всех я - Пал Палыч», «Аргументы и факты»;
Сергей Кочнев, «Георгий Мартынюк: «От Пал Палыча отказаться не мог!», Радио «Старый
город», (FM 103,2), Елабуга, Выпуск: 92 (2053) от 25.05.2005 года;
Натэлла Микеладзе, «Георгий Мартынюк: Менты недооценили "Знатоков», Еженедельная
газета «Городской дилижанс», Челябинск, 17.02.2000
|