Фильмография:
1972 Иван, третий сын - фильм-спектакль
1975 Финист - Ясный сокол
1976 Обыкновенная Арктика
1978 Кавказская повесть
1979 Место встречи изменить нельзя
1980 Тростинка на ветру
1986 Прорыв
1986 Праздник Нептуна
1988 Фонтан
1988 Гнев отца - короткометражный
1988 Будни и праздники Серафимы Глюкиной
1989 Штаны
1990 Бакенбарды
1991 Изыди!
1992 Рэкет
1992 Пустельга (Казахстан, Россия)
1992 Комедия строгого режима
1993 Ты у меня одна
1993 Окно в Париж (Россия, Франция)
1993 Жизнь с идиотом
1994 Я свободен, я ничей
1994 Замок
1994 Курочка ряба (Россия, Франция)
1998 Хрусталёв, машину!
|
МИХАЙЛОВ
Виктор Петрович
07.08.1936, Ленинград – 18.03.1994, Санкт-Петербург
Желание стать актером
Виктор Михайлов родился и вырос в Ленинграде. Он с юных лет мечтал стать актером
и после окончания школы предпринял свою первую попытку поступить в Ленинградский
(ныне Санкт-Петербургский) государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Попытка оказалась неудачной, но Виктор не сдался. Неудача постигла его и во второй
раз, и в третий… В итоге в ЛГИТМиК Виктор Михайлов поступил с шестого (!) раза,
будучи уже к тому времени женатым и имея полуторагодовалую дочь. Остается только
удивляться его упорству и фанатичному желанию стать актером.
Поскольку по возрасту Михайлов не проходил на актерский факультет (туда принимали
до 27 лет, а Виктору уже было под тридцать), его зачислили на режиссерский. Но
уже в первый год учебы студент проявил свое яркое творческое дарование, благодаря
чему его во второго курса перевели на актерский факультет, в мастерскую Леонида
Макарьева.
Театр
В 1968 году Виктор Михайлов окончил ЛГИТМиК. Художественный руководитель БДТ
Георгий Товстоногов заметил талантливого выпускника и пообещал взять его к себе
в труппу, но для начала посоветовал 2-3 года поработать в провинциальном театре.
Так сказать «пообтесаться». Михайлов отправился в Рязань и устроился в местный
драматический театр.
Товстоногов сдержал свое слово, и в начале 70-х Виктор Михайлов, вернувшись
в Ленинград, был зачислен в труппу БДТ, причем сразу попал в основной состав.
Конечно не всем актерам это пришлось по душе. Надо отметить, что Михайлов имел
непростой, независимый характер, он не был приспособленцем и не боялся в открытую
делать замечания самому Товстоногову (что в труппе было просто непозволительно).
Режиссер Юрий Мамин рассказывает, что из-за этого между Михаловым и Товстоноговым
произошла некоторая полоса охлаждения, хотя они и в дальнейшем продолжали поддерживать
дружеские отношения. Они часто встречались, вели долгие беседы на творческие темы.
Несмотря на некоторую простоватую внешность эдакого «мужичка из народа», Михайлов
был очень талантлив, обладал феноменальной памятью и разносторонними глубокими
познаниями.
Спустя некоторое время Виктор Михайлов перешел в труппу Ленинградского театра
имени Пушкина, где, кстати, работал его кумир Николай Симонов. Однако ни в БДТ,
ни в Театре Пушкина больших успехов Виктор Михайлов не добился. Настоящую известность
ему принес кинематограф…
Фильмы Юрия Мамина
Долгое время Виктор Михайлов появлялся на экране лишь в эпизодических ролях.
Все изменилось в середине 80-х, когда Михайлов сыграл свою первую главную роль
в кино – Василия Петровича Хохлова в киноальманахе «Праздник Нептуна». Режиссер
Юрий Мамин рассказывал, что, приглашая его на эту роль, он выполнял свое обязательство
перед актером. Ведь это именно благодаря Михайлову, который в него очень верил,
Юрий Мамин пришел на «Ленфильм» и начал работать сначала ассистентом режиссера,
затем вторым режиссером. «Праздник Нептуна» стал его первой самостоятельной режиссерской
работой, которая принесла известность и самому Мамину и Виктору Михайлову.
Спустя пару лет Виктор Михайлов вновь снялся у Юрия Мамина в сатирической комедии
«Фонтан», создав образ техника ЖЭКа Пал Палыча Митрофанова. Фильм собрал целый
букет призов, а главное получил всенародное признание. Будучи остросоциальным,
он и спустя годы не потерял своей актуальности, вызывая смех сквозь слезы.
Картины «Праздник Нептуна» и «Фонтан» продемонстрировали яркое комедийное дарование
Виктора Михайлова (и это при том, что внешность актера вовсе не была смешной).
С этого времени он снимался много, создавая интересные, запоминающиеся образы.
В 1990 году он сыграл дядю Пашу в комедии Юрия Мамина «Бакенбарды», затем - начальника
ИТУ №7 в комедии-гротеске Владимира Студенникова и Михаила Григорьева «Комедия
строгого режима», инженера мясокомбината Дегтяря в криминальной драме Эрнеста
Ясана «Рэкет».
В 1993 году Виктор Михайлов сыграл одну из самых своих известных ролей в кино
– Горохова в трагикомедии Юрия Мамина «Окно в Париж». Как и другие ленты Юрия
Мамина этот фильм получился одновременно и очень смешным, и грустным, а главное
– очень искренним. Аньес Сораль, сыгравшая роль француженки Николь, отмечала темперамент
Михайлова, который, по ее словам, сродни итальянским актерам: «Я вспоминаю сцену,
где они вместе с великолепной актрисой, его партнершей (прим. - Нина Усатова)
дают друг другу пощечины. Я просто боялась, что они поранят друг друга. Я спросила
их: почему бы вам просто не изобразить эту драку. Они смеялись и говорили, что
так будет более естественно…»
Последние работы в кино
Виктор Михайлов от природы был очень скромным человеком, и он совершенно не
понимал своего актерского уровня, своего дарования (что, зачастую, присуще именно
настоящим талантам). Потому он был очень удивлен, когда его пригласил в свою картину
«Курочка Ряба» знаменитый Андрей Кончаловский. В этом фильме Михайлов сыграл Василия
Никитича. Позже Кончаловский отмечал, что Михайлов обладал необыкновенной актерской
гибкостью, играл в кадре абсолютно достоверно и был человеком удивительной энергии:
«У меня он был и вторым режиссером, и артистом, и слова какие-то подсказывал всем.
В нем была эта энергия абсолютно безобразно-хаотическая, как у русского человека…
<…> Это была квинтэссенция русского характера».
Последней работой Виктора Михайлова в кино стала роль шофер генерала Кленского
в драме Алексея Германа «Хрусталев, машину!». На экраны фильм вышел спустя несколько
лет после смерти актера…
Последние два года своей жизни Виктор Михайлов особенно много работал. Сам
он удивлялся такой удаче и говорил, что такое не может долго продолжаться. Виктор
Петрович словно чувствовал что-то… У Михайлова начались проблемы со здоровьем,
но из-за напряженной работы актер все откладывал лечение. Приступы становились
все более частыми, и он, наконец, выкроил время на обследование, которое показало
непроходимость желудка и множество зарубцевавшихся язв. Михайлов лег на операцию,
которая прошла неудачно… Виктор Михайлов скончался 18 марта 1994 года в Санкт-Петербурге.
Похоронили его на кладбище в посёлке Комарово.
Игорь BIN
Использованные материалы:
ТВ передача Леонида Филатова «Чтобы помнили...», 14-я серия |