Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Мордвинов Николай_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Николая Мордвинова

Фильмография:

1935 Последний табор
1941 Богдан Хмельницкий
1941 Маскарад
1942 Котовский
1942 Парень из нашего города
1946 В горах Югославии
1950 Смелые люди
1964 Ленинградский проспект - телеспектакль
1965 Когда улетают аисты

МОРДВИНОВ
Николай Дмитриевич

02.02 (15.02).1901, Ядрин, Казанская губерния – 26.01.1966, Москва

Заслуженный артист РСФСР (1935)
Народный артист СССР (1949)
Лауреат Государственных премий СССР (1942, за фильм «Богдан Хмельницкий»; 1949, 1951 - за театральные работы)
Лауреат Ленинской премии (1965, за спектакль «Маскарад»)

Детство и юность

Николай Мордвинов родился в маленьком городке Ядрине, в Казанской губернии. Его родители были, что называется «из простых людей». Отец, Дмитрий Семенович, с ранних лет приучал детей к труду и дисциплине. Семья была дружной и очень радушной. А еще в их семье всегда звучали музыка и песни: отец, не зная нотной грамоты, мог исполнить на гитаре или балалайке любую песню.

В восемь лет Николай пошел учиться в городское приходское училище, а с 11 лет продолжил обучение в Ядринском реальном училище. Здесь юноша очень увлекся русской литературой: Пушкиным, Лермонтовым, Гончаровым. Тогда же проявилась его тяга к сцене, и Николай стал участвовать в школьных спектаклях. Позже, в 1918 году, он и сам организовал драмкружок. Одной из его первых работ стал спектакль по пьесе Леонида Андреева «Дни нашей жизни». Сам Мордвинов сыграл в нем роль студента Онуфрия.

Молодые годы

В период Гражданской войны Николая Мордвинова призвали в Красную армию. Здесь то и сказалось полученное им среднее образование. Поначалу Николай служил писарем, а затем был зачислен артистом первой ударной труппы Нижегородского губвоенкомата.

Отслужив, Николай Мордвинов вернулся в родной Ядрин и некоторое время работал в Союзе работников просвещения при Наробразе. Здесь, силами любителей, регулярно ставились спектакли. Однако творческая натура Мордвинова требовала большего, и в 1924 году он отправился в Москву.

Театр Завадского

В Москве Николай Мордвинов, пройдя огромный конкурс, был зачислен в Центральный техникум театрального искусства. Но проучился он там недолго. Уже в конце учебного года его отчислили с формулировкой «по профнепригодности». Такой удар может вынести не каждый. Но Мордвинов не сдался.

В том же 1925 году Николай Мордвинов поступил в студию под руководством Ю.А.Завадского. Здесь он продолжил постигать секреты актерского мастерства. А позже, когда на основе студии был создан Театр под руководством Завадского, молодой актер вошел в его труппу. Здесь он играл в спектаклях: «Рассказ о простой вещи» (Поручик Соболевский), «Любовью не шутят» (барон Педрикан), «Компас, или Деловой человек» (Мебиус), «Пьяный круг» (Глебов-отец и Растратчик). В 1930 году Мордвинов был избран членом дирекции театра и ответственным секретарем по художественной части. В этом же году он начал заниматься режиссурой.

Личная жизнь

В середине 30-х Николай Мордвинов женился на актрисе Театра-студии Завадского Ольге Константиновне Табунщиковой. Она стала ему верной подругой и надежным спутником на всю жизнь. В 1937 году у них родилась дочь. Она прожила недолго. В 1942 году, к огромному горю родителей, девочка скончалась от туберкулезного менингита. Больше детей у них никогда не было.

Ростовский театр

В 1936 году Николай Мордвинов перешел Ростовский театр им. Горького. На его сцене за четыре года работы он создал немало интересных образов, среди которых: Мурзавецкий («Волки и овцы»), Дик Даджен («Ученик Дьявола»), поручик Яровой («Любовь Яровая»), Дон Гуан («Каменный гость»), Карл Моор («Разбойники»), Тигран («Тигран»).

Театра им. Моссовета

В 1940 году Юрий Завадский возглавил Театр им. Моссовета, и Николай Мордвинов пришел в его труппу. Здесь он проработал до конца своей жизни. Его не раз приглашали перейти в другие театры, но он не изменил своему Учителю.

Героев Николая Мордвинова всегда отличали могучие, цельные характеры, склонность героическому драматизму. Его Отелло очень нравился писателю Алексею Толстому, который признавался, что получил от спектакля сильное впечатление. А другой известный писатель Константин Симонов признавался, что давно не испытывал такого наслаждения.

Великолепные образы им были созданы в «Обиде» (Костюшин) и «Рассвете над Москвой» А.Сурова (Курепин). Роли, - за которые Николай Мордвинов был удостоен Государственной премии СССР. А какой сильный характер был им продемонстрирован в спектакле «Фронт» (генерал Огнев).

Большой след в творчестве Мордвинова оставили произведения Шекспира. Помимо уже упомянутого «Отелло» стоит вспомнить «Короля Лира», где Мордвинов раскрыл бунт героя против бесчеловечности. Столь же великолепен актер был и в комических образах. В «Укрощении строптивой» он играл Петруччио, пылко утверждая кипучую радость жизни.

Вершиной же творчества Николая Дмитриевича Мордвинова стала роль Арбенина, сыгранная им сначала на экране, а затем на сцене Театра им. Моссовета. Но об этом чуть ниже…

Хмельницкий, Котовский, Арбенин

Кому-то хватает одной роли, чтобы войти в историю отечественного кино, а кто-то, сыграв десятки ролей, остается безвестным. Николай Мордвинов сыграл в кино лишь восемь ролей. Но каких!

Дебютировал он в 1935 году ролью цыгана Юдко в драме Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата «Последний табор». Затем Мордвинов долгие годы не снимался, занятый работой в театре. Вновь на экран он вернулся лишь в 1941 году. Вернулся чтобы поразить зрителей величественным образом Богдана Хмельницкого в одноименной ленте режиссера Игоря Савченко.

А потом был Арбенин в «Маскараде» Сергея Герасимова - роль на все времена. Роль, о который известный актер Николай Бурляев сказал так: «Мордвинов в «Маскараде» потряс меня. Я действительно ничего подобного не видел в жизни. На сцене блистал великий классик, романтик театра».

Сергей Герасимов не сразу решился отдать роль Арбенина Николаю Мордвинову. В те годы режиссер больше тяготел к молодым актерам, и лермонтовский герой, в его понимании, был молодым. Мордвинову же тогда исполнилось уже сорок. Но что значит возраст для настоящего таланта?! Оператор Вячеслав Горданов впоследствии говорил: «Каким счастьем было снимать Мордвинова! Почему - счастьем? Потому, что Мордвинов пришел на съемочную площадку самостоятельно мыслящим мастером, знающим, чего он ищет, и умеющим исполнять задуманное». В образе Арбенина актер отобразил настоящую трагедию молодого человека, вступившего в конфликт со светским обществом и (что самое главное!) с самим собой. Он в полной мере сумел подчеркнуть мятущийся гордый ум лермонтовского героя.

Сам Николай Дмитриевич впоследствии говорил: «Я благословляю тот день, когда я встретился с Герасимовым». Может быть именно благодаря кинематографическому «Маскараду» спустя десятилетие родился «Маскарад» театральный. И здесь актер не повторялся, играя роль глубже, разнообразнее. Заслуженной наградой за роль Арбенина стала Ленинская премия, присужденная актеру в 1965 году.

Среди других киноролей Николая Мордвинова нельзя не отметить справедливого мстителя за беды народа красного командира Григория Ивановича Котовского из фильма Александра Файнциммера «Котовский». Цельная, могучая личность в духе героев Мордвинова. Не случайно поколения мальчишек впоследствии просто бредили Котовским.

Навеки в памяти

Николай Мордвинов работал до конца своих дней. Я. Варшавский так пишет об этом великом актере: «Его можно назвать максималистом в искусстве. Он был воинствующим противником не прозы, но прозаичности, не будней, но будничности в драматургии. Он постоянно выступал против становящегося время от времени модным в мировом искусстве бесстрастия. Именно поэтому хотел сыграть Хемингуэя, считая сдержанность хемингуэевского стиля -только средством выразить скрытое кипение страстей человека тревожного, трагического времени. Его кумирами были Микеланджело, Шекспир, Лермонтов - великие максималисты в искусстве. <…> Он был влюблен в натуры талантливые, крупные и требовал от себя: будь не мельче. Не искал оправдания посредственно прошедшей съемке, разболтанному гастрольному спектаклю. <…> Самое точное исполнение чужого замысла его не удовлетворило бы. Ему необходимо было соединить замысел драматурга и режиссера со своей системой ценностей. Жить не по «моде», а по своему, сокровенному желанию. Непременно искреннему. Не надуманному. Подслушанному в тайниках своей души. Нелживое, честное и будет обязательно современным».

Николай Мордвинов ушел из жизни 26 января 1966 года в результате инфаркта. Ушел, но остались его неповторимые герои в фильмах и спектаклях, ставшими классикой отечественного театра и кино.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Николай Мордвинов http://www.mossoveta.ru;
Николай Мордвинов http://proekt-wms.narod.ru;
Я. Варшавский, «Николай Мордвинов, или Жизнь без компромиссов», http://www.russkoekino.ru;
Николай Мордвинов http://www.kino-teatr.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.