НИКИТИЧ
(Соедов)
Николай Николаевич
12.05.1889, Москва – 1963, Москва
Детство
Николай Соедов (это настоящая фамилия актера) родился в семье драматурга Николая
Никитича Соедова (после революции отец служил в отделе народного комиссариата
просвещения). Мама Николая Александра Александровна Соедова (в девичестве – Безсонова)
занималась домашним хозяйством, воспитывала семерых детей.
Любовь к театру у Николая возникла еще в детстве. Он активно принимал участие
в спектаклях различных любительских и полупрофессиональных коллективов. При этом
сцена, по поры до времени, не мешала мальчику учиться на «отлично» в Московском
реальном училище Вознесенского. В 1910 году Николай Никитич окончил обучение,
и вот тут-то увлечение театром сказало свое слово – не сумев, как следует, подготовиться,
он провалил вступительные экзамены в институт гражданских инженеров.
Служба
По настоянию родителей Николай Соедов поступил в Московское Алексеевское военное
училище, хотя сам никакого интереса к службе не испытывал. Когда началась Первая
мировая война Николай был призван на фронт и до 1917 года принимал участие в боевых
действиях на австро-германском фронте. Однако и там он сумел реализовать свою
тягу к сцене, выступая в спектаклях гарнизонного собрания.
В те же годы Николай Соедов женился на Надежде Константиновне Пятницкой. Вскоре
у супругов один за другим родились двое сыновей. Их судьба в дальнейшем сложилась
трагически – младший умер в 1920-м году, старший утонул в 1925-м.
Среди солдат Николай Соедов пользовался большим авторитетом, и, когда грянула
революция 1917 года, он был выбран председателем полкового комитета. Когда же
к власти пришли большевики, он добровольно поступил в мобилизованный отдел Губвоенкомата.
А поскольку в ведении Губвоенкомата находился Театр комедии и драмы имени Подвойского,
то у Николая появилась возможность с разрешения руководства совмещать свою работу
с выступлениями на сцене.
Театральные зигзаги судьбы
В 1919 году Николай Соедов демобилизовался, поселился с женой и детьми в Херсоне
и поступил в труппу драматического театра под руководством Молчанова. Спустя год
он вместе с семьей перебрался в Одессу, где продолжил свою театральную деятельность
в Первом красном театре Политпросвета Губвоенкомата и других театральных коллективах
города. На короткое время выезжал работать в Тирасполь в 1-й советский театр.
Следующее десятилетие Николай Соедов изрядно колесил по стране. С конца 1921
года по 1923 год он жил с супругой в Москве, где играл в театрах «Аквариум» и
Тиволи». Затем один сезон работал в качестве актера и режиссера в театре города
Скопина. В 1924 году вернулся в столицу и год выступал в разных театральных коллективах.
В 1925 году работал в театре Красноярска, с 1926 года по 1929 год – в Иркутском
городском театре, с 1929 по 1930 годы - в театрах Хабаровска и Владивостока.
Предвоенное десятилетие
В 1930 году Николай Соедов вернулся (теперь уже окончательно) в Москву. Он
вошел в труппу Театра Красной Армии и сменил фамилию «Соедов» на сценический псевдоним
«Никитич», взяв в этом качестве отчество отца. В Театре Красной Армии актер проработал
до начала Великой Отечественной войны, выступал в спектаклях как классического,
так и современного репертуара. Кроме того Николай Николаевич занимался общественной
и преподавательской деятельностью.
В 1937 году Николай Никитич дебютировал в кино небольшой ролью в историко-революционном
фильме режиссеров Михаила Ромма и Дмитрия Васильева «Ленин в Октябре». За первой
ролью последовали и другие: Иван Васильевич в детском фильме «Молодые капитаны»,
Федор Зотов в историческом фильме «Минин и Пожарский», народный судья Павел Иванович
в драме Ивана Пырьева «Любимая девушка».
Самой заметной работой Николая Никитича в предвоенный период могла стать его
роль в комедии Бориса Барнета «Старый наездник». Картина рассказывала о жизни
ипподрома и судьбе 64-летнего наездника Ивана Сергеевича Трофимова (эту роль исполнил
Иван Скуратов), который из-за последних неудач был вынужден уйти на пенсию. А
проигрывал он забеги другому немолодому наезднику Павлу Николаевичу, которого
и сыграл Николай Никитич.
Грамотно выстроенный сценарий, хорошие актерские работы – все это должно было
обеспечить большой успех картине, однако в дело вмешалась цензура. В «Старом наезднике»
цензоры усмотрели пропаганду жажды наживы и очернение колхозного строя. В результате
картину положили «на полку» на 20 лет.
40-е – 50-е годы. Театр и кино
В 1941 году, с началом войны, Театр Красной Армии был эвакуирован. Николай
Никитич до 1942 года проработал во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении.
В 1942 году Никитич стал артистом Московского театра оперетты. Здесь он проработал
15 лет вплоть до ухода на пенсию в 1957 году. На сцене театра оперетты он играл
в спектаклях: «Сильва» (Ферри и князь Ронс), «Марица» (Пенижек), «Моя Гюзель»
(отец Гюзель), «Свадьба в Малиновке» (Нечипор), «Парижская жизнь» (месье Жан),
«Принцесса цирка» (Пеликан), «Суворочка» (генерал Толбухин) и других.
В 50-е годы Николай Никитич продолжал регулярно сниматься в кино. Однако исполнял
он небольшие роли, которые порой даже не упоминались в титрах. Нередко его героями
становились доктора. Единственную главную роль в эти годы актер исполнил в короткометражном
фильме режиссера Эдуарда Бочарова «Ванька», поставленном по одноименному рассказу
А.П.Чехова.
Скончался Николай Никитич в 1963 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Алексей Тремасов. Биография Николая Никитича. http://tremasov.ucoz.ru |