ПЕЛЬТЦЕР
Иван Романович
(Иоганн Робертович)
09.11.1871, с. Каблуково, Богородский уезд, Московская губерния – 29.03.1959, Москва
Заслуженный артист РСФСР (1925)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1941, за роль в фильме «Последняя ночь»)
Кавалер ордена «Знак Почёта» (1939)
Кавалер орден Трудового Красного Знамени (1950)
Осуществление мечты
Иван Романович Пельтцер (урождённый Иоганн Робертович) – обрусевший немец. Он родился в селе Каблуково Московской губернии в большой семье. Его отец работал механиком на фабрике искусственной шерсти. О том, как в семье относились к служителям театра, Иван Романович впоследствии рассказывал: «Жрецов искусства родители почитали за погибших созданий, погрязших в тине театрального болота».
Хотя семья Пельтцеров и была далека от мира искусства, Иван мечтал о сцене с детства. Тайком от отца он поступил в театральное училище при Малом театре по классу Михаила Прововича Садовского и в 1893 году окончил его.
Театр – 1893 – 1909 годы
После окончания театрального училища Иван Пельтцер дебютировал на сцене Белгородского драматического театра. В последующие годы молодой актёр поездил по провинции, исколесив полстраны. Он играл в театрах Тулы, Костромы, Рыбинска, Ейска, Астрахани, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Самары, Саратова, Майкопа, Ставрополя. Ему довелось играть в спектаклях классического репертуара: «Ревизор» (Хлестаков), «Идиот» (князь Мышкин), «Севильский цирюльник» (Фигаро), «Гроза» (Тихон), «Бесприданница» (Карандышев), «Свадьба Кречинского» (Расплюев), «На дне» (Лука), «Горе от ума» (Фамусов), «Без вины виноватые» (Незнамов и Миловзоров), «Доходное место» (Милогубов) и многих других.
Набравшись опыта, зарекомендовав себя ярким характерным актёром, обладающим чувством юмора, Иван Пельтцер решил попробовать свои силы в Москве. В 1900 году он был принят в труппу Московского театра под управлением известного антрепренёра Фёдора Адамовича Корша. Руководил театром Николай Николаевич Синельников. Театр Корша являлся одним из первых успешных коммерческих театров в России, зрители буквально ломилась на его представления. Зимой театр работал в Москве, летом ездил по провинции. Иван Пельтцер очень скоро стал любимцем публики. В Театре Корша он проработал девять лет, играл в спектаклях: «Дети Ванюшина» (Алёша), «Хоть тресни, а женись» (Сганарель»), «Генеральша Матрёна» (Елпидифор) и др.
Первый брак
Первой супругой Ивана Пельтцера стала Эсфирь Боруховна Ройзен, дочь первого казённого раввина Киева Боруха Ройзена, выходца их купеческой семьи. В 1904 году у них родилась дочь Татьяна Пельтцер, впоследствии ставшая знаменитой актрисой. А в 1906 году родился сын Александр, ставший автоконструктором.
Театр – 1909-1917 годы
В 1909 году антрепренёр Викторов пригласил Ивана Пельтцера в Витебский театр. С этого начался новый его этап путешествий по городам: Тифлис, Саратов, Раменское, Коломна и др. Плюс ко всему, Иван Пельтцер стал пробовать себя и в качестве театрального режиссёра. К сцене он приобщал и свою дочь Татьяну. Совсем юной она вышла на сцену в сезоне 1913-1914 годов в Екатеринодаре в спектакле, поставленном Иваном Пельтцером по роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши».
В сезоне 1915-1916 годов Иван Романович сам стал антрепренером. Под его руководством в Харькове работал Театр миниатюр, в котором выступали молодые Леонид Утёсов и Николай Смирнов-Сокольский. А в детских постановках была задействована – она играла Белоснежку и Красную Шапочку. Жила семья Пельтцер в достатке, у них был шикарный особняк в Харькове, оснащённый современной по тем годам сантехникой, что могли себе позволить немногие.
Весной 1916 года Иван Пельтцер вместе с семьёй вернулся в Москву и уже там открыл Театр миниатюр. Дочь Татьяну он отдал учиться в гимназию Ржевской. Правда, там девочка не прижилась, и потом её перевели в частную гимназию в Вознесенском переулке.
Кино – дореволюционный период
Впервые в кино Иван Пельтцер снялся в 1911 году на кинофабрике Р. Д. Перского в фильме режиссёра Иванова-Гая и оператора Лемберга «Эстерка Блехман», рассказывающем о бедной девушке, соблазнённой дворянином. Актёр исполнил там сразу две роли: отца Эстерки, слепого скрипача Блехмана, и того самого дворянина-соблазнителя. А роль Эстерки сыграла ученица Ивана Пельтцера актриса Анна Добровольская.
В 1916-1917 годах Иван Пельтцер снялся в целом ряде кинокартин ТД «Русь». У известного режиссёра Александра Чаргонина он сыграл Яшку в драме «Сибирская атаманша» и Павла в уголовной драме «Лгущие богу». Также среди его ролей: биржевой игрок Жуков в драме «Пляска миллионов», детектив Троцкий в драме «Жертвенник страстей», адмирал-изобретатель в драме «Шакалы власти» и др. К сожалению, многие из дореволюционных фильмов с участием Ивана Пельтцера не сохранились.
Театр и кино в 1918-1933 годы
Обе революции 1917 года семья Пельтцер встретила в Москве. После Октябрьской революции кто-то из интеллигенции спешил покинуть страну. Иван Романович, посовещавшись со своей семьёй, принял решение остаться. В конце 1917 года ему предложили возглавить в Москве одну из первых советских киностудий. В качестве режиссёра он поставил два фильма – салонную драму «Вор любви» по произведению Ги де Мопассана и драму «Мир не скит». На экраны картины вышли в начале 1918 года.
В 1918 году Иван Пельтцер вернулся в Театр Корша (в 1920-м он был переименован в 3-й театр РСФСР) и проработал там до 1925 года. В Театре Корша он познакомился с актрисой Ольгой Супротивной, которая стала его второй женой.
В 1925 году Иван Романович одним из первых получил почетное звание Заслуженного артиста Республики.
С 1925 по 1933 год Иван Пельтцер вновь колесил по стране. Он играл в Николаевском театре «Шахтёрка Донбасса», Московском Актуальном театре, Ивановской областной драме, Дальневосточном театре. К этому периоду относятся такие его работы на сцене, как: Бублик в драме «Платон Кречет» Корнейчука, Булычёв в драме «Егор Булычёв и другие» Максима Горького, Ленчицкий в драме «Бойцы» Ромашова.
14 декабря 1933 года Иван Романович по состоянию здоровья покинул сцену.
Кино 30-х годов
В течении полутора лет Иван Пельтцер проходил лечение, и в 1935 году его признали инвалидом второй группы. Однако без дела Иван Романович не остался – он вернулся в кинематограф, который к тому времени стал звуковым.
Его первым большой работой в звуковом кино стала роль Егора Захаркина, отца семейства в историко-революционном фильме «Последняя ночь», поставленном по мотивам повести Е.Габриловича «Тихий Бровкин». Фильм имел успех у зрителей, и Иван Пельтцер после этого стал активно сниматься.
Год спустя Иван Пельтцер сыграл дедушку Гаврика в замечательном детском фильме «Белеет парус одинокий» по одноименной повести Валентина Катаева. Фильм имел долгую экранную судьбу – он продержался в числе любимых подростками приключенческих кинолент не одно десятилетие.
В 1938 году Иван Пельтцер принял участие в короткометражном фильме, дипломной работе на тот момент ещё никому не известного, начинающего режиссёра Исидора Анненского «» по водевилю Антона Павловича Чехова. В этой картине Иван Пельтцер сыграл роль лакея Луки. Вместе с ним снялись мастера отечественного экрана и . Премьера короткометражки состоялась в июле 1938 года. Великолепный, остроумный, полный тонкого юмора фильм впоследствии назвали одним из самых успешных режиссёрских дебютов в истории советского кинематографа. Чуть позже Иван Пельтцер сыграл в следующей работе Исидора Анненского – фильме «Человек в футляре», исполнив эпизодическую роль гостя.
До начала войны Иван Пельтцер снялся ещё в нескольких фильмах. Одной из самых заметных его работ стала главная роль шахтёра-стахановца Кузьмы Петровича Козодоева в производственной драме «Большая жизнь».
Пенсия? Нет - работа
В 1939 году Ивана Романовича проводили на пенсию. Однако долго отдыхать он не смог. Уже в 1940 году он возглавил администрацию Театра имени Моссовета. В этой должности Иван Романович проработал в этой должности до 1946 года, параллельно играя на сцене.
Великая Отечественная война застала Ивана Пельтцера в Тбилиси, он там находился с женой Ольгой. Вскоре они перебрались в эвакуацию в Алма-Ата. В годы войны Иван Романович продолжал играть на сцене и сниматься в кино. Так он сыграл Степана Орлова в фильме «Она защищает Родину» и шахтёра Афанасия Петровича Кулыгина в фильме «Это было в Донбассе».
В 1946 году Иван Пельтцер перешёл в Государственный театр киноактёра, где проработал шесть лет. Играл в спектаклях «Три солдата» (Архип Семёнович), «Бедность не порок (Коршунов) и др. В кино он продолжал сниматься до середины 50-х годов, исполняя характерные роли почтенных стариков, заслуженных рабочих и т.п.
Иван Романович с юности обладал крепким здоровьем, занимался физкультурой, не курил, очень редко употреблял алкоголь. Здоровый образ жизни он поддерживал и в преклонном возрасте, что позволяло ему так долго существовать в профессии. Коллеги рассказывали, что и в 80 лет Иван Романович мог поднять тяжёлый мешок или запрыгнуть на подножку трамвая. А ещё он был общительным, задорным человеком, большим балагуром, любителем розыгрышей.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Светлана Новикова–Ганелина, «Иван Пельтцер и дочь его Татьяна», https://proza.ru;
«Знаменитый, но забытый отец Татьяны Пельтцер. Иван Романович Пельтцер – талантливый актёр, режиссёр, весёлый балагур и хулиган!», 7 февраля 2023, https://dzen.ru. |