Фильмография:
1991 Изыди!
1993 Русская невеста
1994 Прохиндиада-2
1997 Анна Каренина / Anna Karenina (США)
1998 Цветы календулы
1999 Улицы разбитых фонарей-2
1999 Плачу вперед
1999 Агент национальной безопасности-1
2000 Империя под ударом
2001 По имени Барон
2001 Бандитский Петербург-3
2002 Нож в облаках
2002 Время любить
2003 Не ссорьтесь, девочки!
2004 Сисси - мятежная императрица (Франция)
2004 Невестка
2004 Всадник по имени Смерть
2005 Зеркальные войны. Отражение первое
2005 Есенин
2005 Гражданин начальник-2
2005 Гибель Империи
2005 Казароза
2006 Рататуй
2006 Незнакомка / Sconosciuta (Италия)
2006 Коллекция
2006 Важнее, чем любовь
2007 Суженый-ряженый
2007 Ликвидация
2008 Качели
2008 Юрьев день
2008 Человек, который любит / Uomo che ama, L' (Италия)
2009 Итальянцы / Italians (Италия)
2009 Исаев
2009 Двойной час / The Double Hour (Италия)
2010 Золотое сечение 2011 Два дня 2011 Распутин / Raspoutine (Россия-Франция)
2011 Два дня
2012 Белая гвардия
2012 Сказка. Есть!
2012 После школы
2013 Экскурсантка (Литва-Россия)
2013 Ладога
2013 Рядом - короткометражный
2014 Зимы не будет
2014 Ледяной лес (Италия)
2014 Мама дарагая
2014 Невидимый мальчик (Италия)
2015 Норвег
2016 Дама пик
2016 День до...
2017 Piter by Каста
2017 Лёд
2017 Мата Хари (Португалия, Россия)
2017 Мифы
2017 Мот Нэ
2017 Прощай, любимый! - короткометражный
2018 Русский бес
2019 #этоневажно - короткометражный
2019 Вишнёвый сад - фильм-спектакль
2019 Эсав (Великобритания, Израиль, Россия)
2019 Одесса
2020 Мёртвые души
2020 Девятый калибр (Италия, Бельгия)
2021 Вертинский
2021 Вмешательство
2021 Джетлаг
2021 Мама, я дома
2021 На близком расстоянии (Литва, Россия)
2022 Конец света
2022 Жанна
2022 Отпечатки - короткометражный
2022 Происшествие в стране Мульти-Пульти - фильм-спектакль
2023 Голем
2023 Единица Монтевидео
2023
Летучий корабль |
РАППОПОРТ
Ксения Александровна
Родилась 25.03.1974, Ленинград
Лауреат Премии итальянского кинематографа «Давид ди Донателло» (2007,
за роль в фильме «Незнакомка»)
Лауреат Премии кинофестиваля «Кинотавр» «За лучшую женскую роль» (2008, за роль
в фильме «Юрьев день»)
Разносторонние интересы
Ксения Раппопорт – коренная ленинградка (или, как сегодня говорят, петербурженка).
Ее мама - инженер, папа - архитектор, дед был археологом, а бабушка - реставратором.
Круг интересов юной Ксении был чрезвычайно широк. Она и спортом занималась, и
танцами, и музыкой, и рисованием, и альпинизмом, и даже была задействована в кукольном
театре. Ей было интересно буквально все, но при этом, ничто Ксению до конца не
захватывало. Серьезнее всего девушка относилась к художественной гимнастике, но
постепенно охладела и к ней.
Ксении было 15 лет, когда она впервые снялась в кино. В трагикомедии режиссера
Дмитрия Астрахана «Изыди!» она сыграла еврейскую девушку Симу. Возможно этот опыт,
а также полученные в детстве впечатления от просмотренных спектаклей, в какой-то
мере сказались на дальнейшем выборе профессии. Но, как признается сама актриса,
вплоть до самого своего поступления в театральный, она еще сомневалась, планируя
заниматься французским языком: ей очень нравилось переводить стихи…
Академия
Поступив в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства
(СПбГАТИ), Ксения Раппопорт попала на курс к замечательному педагогу Вениамину
Михайловичу Фильштинскому. Здесь, будучи задействована в учебных спектаклях, начинающая
актриса продемонстрировала несомненный талант. А в спектакле «Дядя Ваня» Санкт-Петербургского
Малого драматического театра Ксения и вовсе выглядела сформировавшейся актрисой.
Одновременно с учебой Ксения успевала сниматься в кино: в сериалах «Улицы разбитых
фонарей» (Урбанская) и «Агент национальной безопасности» (Таня), фильмах «Цветы
календулы» (Елена) и «Плачу вперед» (студентка Натуся). Ей довелось поучаствовать
даже в голливудской ленте «Анна Каренина», где главные роли исполнили знаменитые
Софи Марсо и Шон Бин.
Театр
В 2000 году, после окончания академии, Ксения Раппопорт была приглашена в уже
знакомую труппу Санкт-Петербургского Малого драматического театра. На его сцене
актриса продолжила играть Елену Андреевну в «Дяде Ване», наполнив роль новыми
красками. Совершенно естественно чувствуя себя в нарядах начала ХХ века (как ей
идут эти платья и широкополые шляпы!), Ксения создала образ красивой, непринужденной
женщины.
Совсем другая в исполнении Ксении Раппопорт ее Нина Заречная из чеховской «Чайки».
Напористая провинциалка, нескладная и немного грубоватая, с живыми непосредственными
реакциями она чувствуется белой вороной в этом изящном обществе и потому вызывает
столь острое сочувствие. Заслуженной наградой за эту роль для актрисы стала главная
питерская театральная премия «Золотой софит», врученная ей в 2003 году.
Кино. Роли большие и малые
Первые годы после окончания академии Ксения Раппопорт была более известна как
театральная актриса. Что же до кино и телеэкранов, то здесь ее успехи поначалу
были несколько скромнее: Дебора в сериале «По имени Барон», Рахиль Даллет в сериале
«Бандитский Петербург -3», Надя в сериале «Время любить», Соня в сериале «Не ссорьтесь,
девочки!». Более значительные работы актрисе принесли 2004-05 годы: Эрна в исторической
драме Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть», Алевтина в сериале «Казароза»
и Галина Бениславская, - женщина, беззаветно влюбленная в великого поэта, в сериале
«Есенин».
Но настоящий прорыв в кино для Ксении Раппопорт состоялся в 2006 году, когда
она снялась сразу в нескольких громких проектах. Один из них – картина итальянского
режиссера Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» («La Sconosciuta»)…
«Незнакомка»
Актрису на роль Ирены Джузеппе Торнаторе искал долго, просматривая претенденток
сначала в Чехии, затем на Украине и в России. И нашел ее в лице Ксении Раппопорт.
Актриса вспоминает: «Я согласилась, не прочтя сценарий. На пробах я сказала, что
говорю по-итальянски, поскольку была уверена, что это моя первая и последняя встреча
с этим режиссером. Так что я просто молча кивала и улыбалась. В результате сценарий
мне прислали по-итальянски, а времени его переводить уже не было…»
Ксении досталась очень сложная роль. Ее героиня – украинка Ирина Ярошенко (или,
как ее называют, Ирена), попадая в Италию, пытается выжить в чужой стране. Перед
зрителем разворачивается драматическая история женщины от 19 до 50 лет. По мнению
самой Ксении, такая роль - мечта любой актрисы.
Три месяца напряженной работы в Италии, в окружении профессионалов. Знание
итальянского актриса восполняла уже в процессе съемок. Работалось очень интересно.
Особо Ксения отмечает исключительный талант Торнаторе, который всегда точно знает,
чего хочет. Впрочем, при этом он не запрещал актерам импровизировать. А как без
импровизации русской актрисе?! «Я поначалу из-за незнания итальянского импровизировала
мало, но у меня всегда было много предложений. У меня русская школа, я привыкла
что-то все время придумывать. Иногда он от моих предложений, конечно, совершенно
заходился, но если они были осмысленные - откликался. В общем, в чем-то было очень
легко, в чем-то - сложно, но это нормальный процесс», - рассказывает Ксения Раппопорт.
Роль в картине «Незнакомка» стала для Ксении Раппопорт настоящим триумфом.
В 2007 году актриса за свою работу получила премию итальянского кинематографа
«Давид ди Донателло». До Ксении этой престижнейшей премии удостаивалась лишь одна
иностранка – сама Роми Шнайдер. Кроме того, наша актриса получила почетное право
стать ведущей церемонии открытия Венецианского кинофестиваля.
«Юрьев день»
Успех «Незнакомки» поднял к актрисе интерес среди режиссеров. В последующие
годы Ксения Раппопорт снялась в картине мелодраме Дмитрия Иосифова «Суженый-ряженый»
(Ольга Гусарова, жена Эдика), в историческом сериале «Ликвидация» (Ида Казимировна
Кашетинская, подруга Чекана), драме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» (оперная
певица Любовь Павловна).
На роль Любови Павловны в картине «Юрьев день» актриса буквально напросилась.
А дело было так. Как-то в беседе Кирилл Серебренников поведал ей, что готовится
к съемкам нового фильма. По сюжету российская оперная певица, живущая и выступающая
за границей, решает познакомить своего сына с Россией и везет его на свою историческую
родину. Там при странных обстоятельствах мальчик пропадает, и мать начинает его
поиски.
Эта история так захватила Ксению, что она тут же поинтересовалась, - кто будет
играть главную героиню? Оказалось, что режиссер с выбором еще не определился.
И тогда Ксения, набравшись смелости, попросила: «А почему бы не попробовать?»
Серебренников смутился: «Нет, ей должно быть 45, и вообще там, очень...», на что
актриса возразила: «Я очень плохо выгляжу». Ну, как после этого было отказать?!
Что же так привлекло Ксению в этой роли? Сама она отвечает: «Для меня самым
интересным были не внешние события, а те внутренние изменения, которые происходят
с моей героиней: куда движется ее душа, как она развивается». Кроме того, актриса
отмечает: «Это важная и дорогая для меня работа. Она подарила мне встречу с потрясающими
людьми, с Юрием Николаевичем Арабовым, с Кириллом Серебренниковым. Когда шли съемки,
эта роль занимала практически все в моей жизни. Было много сложностей, очень холодно,
работа шла на разрыв аорты. Мы снимали неделю, съемочная группа шла отдыхать,
а я мчалась из Юрьева в Москву, тут же в Питер, выходила на сцену, а потом прямо
в гриме садилась в машину и в поезд - обратно на съемки. И так три месяца. Но
я наслаждалась этим процессом, работой с Кириллом Серебренниковым и оператором
Олегом Лукичевым. Такие роли случаются редко, и такой жанр тоже - философская
история, по сути – притча».
Поскольку у самой Ксении не было опыта личного общения с оперными дивами, то
пришлось читать соответствующую литературу. В чем-то ей помогал Лев Абрамович
Додин и другие специалисты. А еще Ксения постоянно пела арии. Оперного голоса
у нее, конечно же, нет, но это и не важно. Главное было поймать то внутреннее
состояние героини.
«Юрьев день» стал очередной большой удачей актрисы. Жюри кинофестиваля «Кинотавр»
присудило ей приз за лучшую женскую роль. Картина получила хорошую прессу и благожелательные
отзывы зрителей. А режиссер фильма Кирилл Серебренников, отмечая совместную работу
с Ксенией Раппопорт, заметил, что эта актриса обладает исключительными качествами,
и одно из них - это невероятный свет, который в ней есть.
Кино российское и итальянское
В 2008 году Ксения Раппопорт, помимо «Юрьева дня», снялась в остросюжетной
мелодраме Антона Сиверса «Качели», сыграв Инну Максимовну, преподавательницу в
балетном классе. «Вообще, я очень рада, что эта работа свела меня с такими замечательными
людьми – Машей Мироновой и Андреем Мерзликиным, - говорит Ксения. - Наши герои
составляют любовный треугольник, в котором мне выпала роль беззащитной разлучницы.
А в целом фильм о людях, которые борются за свою любовь».
Не забывают актрису и в Италии. В драме режиссера Марии Соула Тоньяцци «Человек,
который любит» ей довелось поработать на съемочной площадке с такими звездами,
как Моника Беллуччи и Пьер Франческо Фавино. В 2009 году на экраны вышли: комедия
Джованни Веронези «Итальянцы», в которой Ксения сыграла переводчицу Веру, и мистическая
драма режиссера Джузеппе Капотонди «Двойной час», где актрисе досталась главная
роль горничной Сони.
Немного о личном
У Ксении Раппопорь уже взрослая дочь Даша (1994 г.р.). Как признается актриса,
хотя у них совсем разные характеры, они с дочерью большие друзья. О себе же Ксения
говорит так: «Я внутри себя страдающий оптимист. Надо признать, люблю все драматизировать,
преувеличивать, но при этом не перестаю радоваться жизни. Да, случается, упрусь
рогами в какую-нибудь стену, пытаясь ее сдвинуть, хотя рядом существует дверь,
которую можно увидеть, если просто сделать шаг назад и выдохнуть… А меня частенько
захлестывает…» В материальной сфере, по ее признанию, она - человек совершенно
бессистемный и беспомощный. Считать и планировать – это не ее. При этом деньги
она тратит легко. Современные ритмы с огромным количеством информации ей даются
тяжело, поэтому она старается делать только то, что ей близко. А близок ей кинематограф,
и здесь она как рыба в воде. Любая из ее ролей не остается незамеченной, равнодушной
зрителю, который платит актрисе искренней любовью.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Ксения Раппопорт http://www.kino-teatr.ru
Виктор Борзенко, «Ксения Раппопорт: «Мне хватило пяти итальянских слов», «Новые
Известия», 15.08.2008;
Андрей Плахов, «Ксения Раппопорт: такие роли случаются редко», Газета «Коммерсантъ»
№ 145/П(3962) от 18.08.2008;
«Беседа в студии с Кириллом Серебренниковым и Ксенией Раппопорт», http://www.art-pictures.ru,
01.08.2008;
Елена Грибкова, «Ксения Раппопорт: «Я страдающая оптимистка», http://www.mk.ru,
11.08.08;
Евгения Троп, «Явление Раппопорт», «Петербургский театральный журнал», Март 2004
г;
«Премьера фильма Кирилла Серебренникова «Юрьев День», http://www.tvkultura.ru
«Ксения Раппопорт надеется увидеть «Незнакомку» в российском прокате», РИА «Новости»,
16.06 2007
«Ксения Раппопорт стала лучшей российской актрисой», http://www.mk-piter.ru, 18.06.08;
Актрису Ксению Раппопорт полюбили итальянские режиссеры http://www.rian.ru
|