САВЕЛЬЕВА
Людмила Михайловна
Родилась 24.01.1942, Ленинград
Народная артистка РСФСР (1985).
Балерина
Людмила Савельева родилась в Ленинграде во время блокады. В 1962 году она Савельева
окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой
и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им.
С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось
и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация
балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако
здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай…
Наташа Ростова
На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера , который вел подготовку к съемкам фильма «». Людмилу,
не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы.
Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову.
На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: , ,
.... Первоначально Савельева
Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе:
столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности,
для того, чтобы смягчить горечь отказа».
Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно. Но видимо
все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти
на следующий день.
Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она
явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться,
как она волшебным образом преобразилась.
Людмила Михайловна вспоминает: «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было:
маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие... И
вообще какой-то гадкий утёнок... Но когда на меня надели парик, панталончики,
я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось».
Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой
изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много
просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль.
О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна
рассказывает: «Сергей Фёдорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно
сама всё делаю. Пробовалась я очень долго, с разными актёрами. Последняя проба
оказалась самой сложной - нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем,
когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла,
как это сделать. В горле пересохло... Я пробовалась тогда с замечательным актёром
, он мне подыгрывал.
Когда я произнесла фразу "Год, неужели целый год?", то вдруг увидела
- по лицу Смоктуновского катятся слёзы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла,
что такое актёрское братство. Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета,
и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался,
как у нас идут дела, и здорово помог мне».
Наша Одри Хепберн
Съемки фильма "Война и мир" продолжались несколько лет. Интерес к
нему был огромен – еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката
Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение.
В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, , ,
Анатолий Кторов, , Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева. Снялся и сам
режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила
Савельева.
Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала
выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось
это «раздвоение» физическим истощением. Девушка стала падать в
обмороки и на уроках классики, и на съёмочной площадке. И тогда
она решила оставить балет. Позже у нее спрашивали – не жалеет
ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая
карьера. «Поначалу, может быть, и жалела, - признается актриса.
- А когда окончательно "вросла" в Наташу, всё в моей
судьбе решилось».
Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его
ждал настоящий триумф – жюри американской киноакадемии было повержено,
и советскому фильму был присужден «Оскар».
Была отмечена и работа Савельевой. На Московском кинофестивале
юная Савельева получила сразу две награды - за лучший дебют и
приз зрительских симпатий. Но самое главное – это неподдельная
любовь зрителей всего мира. Один факт - во Франции после выхода
картины на экран мамы стали называть своих родившихся дочерей
Наташами.
Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы
экранизировали роман «Война и мир». Наташу Ростову в той картине
прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в
этой роли никто не мог. Но, после того как зритель увидел Людмилу
Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и
вся.
Брак
Покинув театр оперы и балета, Савельева с 1967 года стала актрисой
театра-студии киноактера.
В те же годы изменилась и личная жизнь актрисы. Она вышла замуж за , который к тому времени уже приобрел известность благодаря фильмам
«Мой младший брат» и «Два билета на дневной сеанс». Для Збруева это был второй
брак. Первой его женой была актриса Валентина Малявина.
1970 год
Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет.
Возникает естественный вопрос – неужели не было предложений со
стороны режиссеров? Людмила Михайловна рассказывает: «Предложениями
засыпали. Но для меня много значила литературная основа. Пока
снималась у Бондарчука, спала с томиками "Войны и мира"
под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки,
роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню,
совершенно не похожую на Наташу».
Ей повезло. Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль
Серафимы Корзухиной в фильме "Бег" по Михаилу Булгакову.
Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе.
Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя,
которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она
заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для
Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы.
В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия
Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго»
за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство
актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в
1973 году.
Стоит упомянуть и еще об одной работе Людмилы Савельевой. В 1970
году она снялась в французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи».
Молодой актрисе выпало сниматься вместе с несравненными Софи Лорен
и Марчелло Мастрояни. И хотя эту картину вряд ли можно назвать
большой удачей, опыт, приобретенный в работе с мировыми звездами
бесценен.
В заключении следует отметить, что 1970 год был объявлен в Японии
Годом Людмилы Савельевой.
70-е – 80-е годы
Как уже стало понятно, Людмила Савельева серьезно подходила к
выбору ролей. Однажды задав для себя высокую планку, она не собиралась
ее снижать. Вероятно, поэтому в ее биографии так мало фильмов.
В 70-е годы вообще можно отметить лишь два. В 1973 году она вместе
с Олегом Видовым снялась в главной роли Луизы Пойндекстер в приключенческом
фильме Владимира Вайнштока «Всадник без головы». Четыре года спустя
Савельева сыграла главную роль в советско-болгарском историческом
фильме «Юлия Вревская», рассказывающем о драматической судьбе
замечательной русской женщины - графини Юлии Петровны Вревской,
вложившей все свои средства в организацию добровольческого санитарного
отряда в период русско-турецкой войны.
Немного чаще Савельева снималась в 80-е годы. Вместе со своим
мужем Александром Збруевым она сыграла в героико-приключенческом
фильме Георгия Николаенко «Шел четвертый год войны» и психологической
драме Константина Худякова «Успех». Из других работ тех лет самой
заметной является главная роль в психологической драме Виталия
Кольцова «Нам не дано предугадать».
Личная жизнь
С начала 90-х годов Людмила Михайловна и вовсе перестала сниматься
в кино. А спустя несколько лет начали распространяться слухи о
том, что многолетний брак Александра Збруева с Людмилой Савельевой
распался. Артиста стали все чаще видеть в обществе другой женщины.
Сам он от любых расспросов на этот счет категорически уходил,
заявляя «Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда
не рассказываю ни о жене, ни о дочери». Не очень то распространялась
на эту тему и Людмила Савельева.
Зато бывшая жена Збруева Валентина Малявина летом 1997 года заявила:
«Саша совершенно запутался в женщинах. Сегодня у него две жены,
и он как-то с ними не справляется: обе мне на него жалуются...»
Как бы то ни было, супруги по-прежнему живут вместе.
Возвращение в кинематограф
После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф,
снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна
Нардо, или Сон белой собаки». После этого последовали главная
роль в драме Сергея Соловьева «Нежный возраст», и роль в картине
все того же Владимира Наумова «Часы без стрелок».
Несколько слов в заключение
За всю свою жизнь Людмиле Савельевой так и не пришлось играть
так называемые отрицательные роли - злодеек и стерв. Объясняя
это, Людмила Михайловна приводит слова Фаины Раневской: «Когда
Фаину Раневскую спросили, почему она так мало играет в кино и
в театре, она ответила, что вообще не играет. "Я живу на
сцене, я ставлю себя в такие обстоятельства, в которые попадает
моя героиня", - сказала она. Мне это очень понятно. Так играть
очень непросто, потому что сильно тратишь себя. Действительно,
никогда не играла стерв. Да я и по жизни не выплёскиваю свои эмоции».
О том, какая она в обыденной жизни, Савельева говорит: «К быту
я не приспособлена с детства. Дома меня звали баронессой. Люблю,
чтобы было красиво, чисто, и порядок не ленюсь наводить. Но терпеть
не могу готовить. Слава Богу, мои родные в этом отношении непритязательны.
Иногда просматриваю женские журналы - всё так красиво: изумительные
пирожки, тортики. Но у меня они не получаются. Мой муж, Александр
Збруев, любит жареную картошку с тушёнкой. Будь моя воля, ела
бы одни бутерброды. А вот без книг жить не могу. И в творческой
жизни вроде бы всё пока нормально. Недавно снялась у Владимира
Наумова и у Сергея Соловьёва. Но иногда бывает страшно - что дальше,
неизвестно. Вдруг больше ничего не удастся сыграть?..»
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Татьяна Харламова, «Шум затих...» (Газета «Алфавит» http://www.alphabet.ru);
Джамиля Сайрамова, «Людмила Савельева играет лучше Одри Хепберн»
(http://www.ug.ru);
Программа В. Вульфа «Серебряный шар. Людмила Савельева» http://adverus.ru;
Федор Раззаков, "Секс-символы России", статья об Александре
Збруеве
Фото: http://akter.kulichki.net, http://actors.khv.ru, http://kino.kulichki.com
|