Фильмография:
1968 Служили два товарища
1971 Двадцать лет спустя - фильм-спектакль
1975 Смок и Малыш
1976 Середина жизни
1978 Д'Артаньян и три мушкетера
1979 В моей смерти прошу винить Клаву К
1982 Сказка странствий (СССР-ЧССР-Румыния)
1983 Месье Ленуар, который... - фильм-спектакль
1983 Али-Баба и сорок разбойников - фильм-спектакль
1984 Жизнь и книги Александра Грина - фильм-спектакль
1986 Семь криков в океане
1988 Щенок
1990 Ловушка для одинокого мужчины
1991 Дура
1992 Мушкетеры 20 лет спустя
1992 Ключ
1993 Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя
1993 Завтрак с видом на Эльбрус
2002 Лекарь поневоле - фильм-спектакль
2004 Бальзаковский
возраст, или Все мужики сво...
2006 Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи - документальный
2006 Капитанские дети
2008 Прилетит вдруг волшебник
2008 Монтекристо
2009 Предлагаемые обстоятельства
2009 Возвращение
мушкетеров
2011 Фурцева
2011 Контригра
2013 Царевна Лягушкина
2013 Самоубийца - фильм-спектакль
2013 Продавец игрушек
2013 Найти мужа в большом городе
2013-2014 Кости
2014 Спираль
2015 Мафия: Игра на выживание
2020 Земля Эльзы
2020 Пассажиры
2021 Казанова в России
2021 Этерна. Часть первая
|
СМЕХОВ
Вениамин Борисович
Родился 10.08.1940, Москва
Детство
Вениамин Смехов родился 10 августа 1940 года в Москве. Отец актера, Борис Моисеевич
Смехов - профессор экономических наук, а мама, Мария Львовна Смехова - врач-терапевт.
Начавшаяся в 1941 году война вынудила Марию Львовну вместе с маленьким сыном эвакуироваться
в Казанскую область, и в столицу они вернулись только спустя 2 года. Молодой женщине,
в то время еще не имевшей диплома врача, нужно было оканчивать медицинский институт,
и поэтому она отдала мальчика в детский сад на «шестидневку».
Вспоминая период детства и юности, Вениамин Смехов отмечает, что главным в
его воспитании был пример со стороны родителей, дело, а не слово. Всякое назидательное
занудство старших - веди себя так, клади вилку слева, вытирай рот салфеткой и
тому подобное - действовало на него раздражающе. А воспитывала по-настоящему,
например, мамина доблесть. То, что, работая на две с половиной ставки участковым
врачом, доктор Смехова успевала обслуживать отца - готовила, стирала и умудрялась
даже печатать ему статьи; и то, что отец трудился по 25 часов в сутки, без выходных
и отпусков; и то, что они всей семьей жили на 16-ти квадратных метрах - бывшие
аудитории Плановой академии на 2-й Мещанской перегородили, и выпускникам-экономистам
достались крошечные квартирки-«скворечники».
Выбор профессии
Поначалу у Вениамина, по его собственным словам, не было никакого таланта,
кроме огромного желания стать шофером - переворачивая круглые венские стулья,
он садился в «кабину» и рулил.
Но, едва научившись писать, маленький Веня стал сочинять романы. Смешные, чудные,
они содержали в себе все искажения советской идеологии – в одном из них, к примеру,
Веня с болью описывал, как в тюрьмах сидят негритянские семьи. Позже, увлекшись
поэзией, Вениамин писал стихи, но они тоже получались абсолютно созвучными привычным
пролетарским лозунгам. Словом, юноша рос идеологически «пропитанным», законченным
комсомольцем, что в то время было как раз естественным и правильным.
Учась в школе, будущий актер посещал драматический кружок при Дворце пионеров
Дзержинского района г. Москвы, и его любовь к литературе вылилась в частые выступления
на «капустниках». Он читал стихи, играл Евгения Онегина и собрал джаз-бэнд, что
и оказалось проявлением его страсти к сцене.
«Как человек дисциплинированный и осторожный, я очень завидовал безрассудным и
рискованным друзьям. А где еще можно такое себе позволить? Конечно, только на
сцене! И теперь мое безрассудство уже не остановить...» - говорит сегодня актер.
Учеба
Однако по настоянию родителей Вениамин должен был поступать на литературный
факультет или на журналистику, но то неудержимое чувство зависти безрассудству
и рискованности, которое он так хотел испытать, повлекло его на театральное поприще.
Родители были против, считая, что актерство отдает некой безнадежностью. Тем не
менее, ослушавшись родителей и твердо отстаивая свой выбор, в 1957 году юноша
поступил сразу в два вуза - во МХАТ и Театральное училище им. Б. В. Щукина при
театре им. Евг. Вахтангова, в итоге все-таки отдав предпочтение второму, «театру-празднику».
Все дело в том, что праздник жизни воспринимался Вениамином Смеховым как личное
обязательство. Однокурсники прозвали его даже Кола Брюньон – он до сих пор не
устает быть доброжелательным ко всем, кто его окружает.
Курс, на котором учился Вениамин, вел молодой мастер Владимир Этуш, и все составляющие
тогдашней жизни сложились воедино: начало оттепели, надежда на свободу, бескорыстная
любовь к искусству, вера всему, что им говорили и ощущение, что они одно целое,
одна семья. «Но, как говорится, в семье не без урода. На курсе Владимира Этуша
образца 1957-1961 годов выкидышем оказался именно я. В эмбриональном состоянии
первокурсника я был послан... в математики. Этуш сказал: "Идите в математики!
Нельзя быть таким мудреным рационалистом"». Виной всему оказались леность,
закрытость и жуткая застенчивость будущего актера. Когда на Вениамина Смехова
смотрели однокурсницы, он густо краснел, а когда обнаружилось, что им это очень
нравится, то юноше приходилось краснеть «по заявкам». Любопытно, но и когда будущий
актер выходил на сцену, тоже невероятно стеснялся. Именно из-за этого Владимир
Этуш и настаивал на его отчислении, однако педсовет защитил Смехова, переведя
на 2-й курс вольнослушателем на испытательный срок, и довольно скоро возмутившееся
честолюбие Вениамина научило его подавлять мешавшее ему смущение, что способствовало
восстановлению Смехова в рядах студентов уже в апреле 1959 года. Более того –
Этуш, который ранее настаивал на отчислении Смехова, в будущем поставил ему пятерку
по мастерству актера, и это после отчисления!! Это было неслыханно, такого не
случалось никогда.
«Все эти четыре года учебы - процитирую Петра Фоменко - были «кувырканием в
блаженном идиотизме». Как ни странно, наш курс обошелся почти без романов. Что-то
там между кем-то блуждало, но, в общем, все остались... девственными. Цельнометаллическими»,
- вспоминает Вениамин Смехов.
В 1961 году, сыграв на учебной сцене роли в дипломных спектаклях «Мещанин во
дворянстве» Ж.-Б. Мольера и «Горячее сердце» А. Островского, Вениамин Смехов успешно
окончил учебу и в сентябре был зачислен в труппу Куйбышевского театра драмы им.
М. Горького под руководством главного режиссера П. Монастырского, где принял участие
в шести постановках.
Начало карьеры. Театр
Дебютировав в 1960-м году на телевидении в телеспектакле «Старый повар», транслировавшемся
по Куйбышевскому ТВ, через два года Вениамин Смехов, покинув труппу Куйбышевского
театра, вернулся в Москву, где долгое время не мог найти работу. В минуты отчаяния
он подумывал сменить профессию, уйдя в литераторы, и даже наметил себе конкретное
занятие – написание диссертации в Институте мировой литературы на тему «Перевоплощение
Александра Пушкина». Однако судьбе было угодно, чтобы Вениамин Смехов продолжил
служение актерскому ремеслу – в ноябре этого же года он был принят в труппу Московского
театра драмы и комедии, художественным руководителем которого был А. К. Плотников,
где принял участие в 5 постановках. "Одна знакомая посоветовала: «Иди в Театр
драмы и комедии - театр плохой, но зато там есть хорошие актеры. Перезимуешь,
а там видно будет". Театр доморощенный, публики никакой. Но актеров действительно
встретил замечательных. К концу первого сезона появился Петр Фоменко - и я задержался».
В январе 1964 года в результате реорганизации главным режиссером Московского
театра драмы и комедии был назначен Ю. П. Любимов, а сам театр сменил свое название
на официальное «Московский театр драмы и комедии на Таганке», в народе именуемое
«Театр на Таганке». В качестве артиста театра уже с новым названием, где он проработал
21 год, Вениамин Смехов сыграл около 30 ролей, первая из которых – 3-й Бог в «Добром
человеке из Сезуана». Среди остальных его работ можно отметить такие роли, как:
Маяковский в «Послушайте!» (в котором Смехов выступил и как автор инсценировок),
литератор из «Разъезда», Плюшкин в срежиссированной им «Ревизской сказке», Клавдий
в «Гамлете», Воланд в «Мастере и Маргарите» (до сих пор, кстати, являющуюся любимой
ролью артиста), Глебов в «Доме на набережной». А за исполнение роли Кшиштофа Максимовича
в спектакле «Час пик», где он снова выступил в качестве автора инсценировок, Смехову
в 1970 году была присуждена премия на фестивале «Польская драматургия».
Начало карьеры в кино. Мушкетеры вчера, сегодня, завтра
Первой киноролью Вениамина Смехова стала роль Барона Краузе в вышедшем в 1968
году фильме «Служили два товарища» режиссера Е.Карелова по сценарию Юлия Дунского
и Валерия Фрида, повествующем о годах Гражданской войны.
Снявшись в 1976 году в фильме «Середина жизни» режиссера Ольгерда Воронцова,
в том же году Смехов сыграл роль Смока в трехсерийном фильме «Смок и Малыш» режиссера
Р. Валабаса по рассказам Джека Лондона, после которой приобрел некоторую популярность,
проявлявшуюся в том, что актеру в троллейбусе уверенно тыкали пальцем в лицо,
радостно заявляя: «Я видел его вчера!».
Но свою по-настоящему судьбоносную роль Атоса Вениамин Смехов сыграл в 1979
году – в легендарной картине Г. Юнгвальда-Хилькевича «»,
первой в России, да еще музыкальной мушкетерской версии любимой миллионами детей
книги. Интересный, беспроигрышный сюжет плюс яркое соцветие великолепных актеров
– Маргарита Терехова, Олег Табаков, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Борис Смирнитский
- позволили этой картине войти в число самых популярных, где она остается и по
сей день, несмотря на то, что прошло уже больше тридцати лет. Невероятный успех
этого фильма вдохновил создателей на продолжение – в 1992 году вышли «Мушкетеры
двадцать лет спустя», в 1993 – «Тайна королевы Анны, или мушкетеры тридцать лет
спустя», в 2008 – «Возвращение мушкетеров, или тайна кардинала Мазарини», и во
всех этих фильмах Вениамин Смехов неизменно радовал нас своим Атосом.
Все части «Мушкетеров» были сняты в разное время, в разные эпохи. Но при неизбежной
с течением времени смене уклада жизни, простые жизненные ценности, такие, как
братство, дружба, честь, смелость, мужество и романтическая любовь, продолжают
оставаться столь же актуальными.
Огромную популярность «Мушкетеров» можно было наблюдать относительно недавно
на одном из новогодних теле-шоу. «И там, у рояля Дунаевского, мы спели мушкетерскую
песню. Так вот, если для выходов на сцену Эдиты Пьехи, Егора Гайдара и других
популярных певцов понадобилось "вздрючивать" зал, чтобы зрители улыбались
и живо реагировали, то когда мы вышли вчетвером, надо было видеть, что творилось
со всеми, включая Гайдара, Киселева, Титомира, дочь Пугачевой, мою собственную
дочь и прочих нынешних популянтов. Они просто забыли, что их снимают - такая была
радость, прямо музыкальная чертовщина. Как если бы для моего поколения вышел бы
Бабочкин и исполнил сцену с картошкой и Фурмановым» - с восторгом и гордостью
говорит Вениамин Смехов.
Дальнейшая кинокарьера
В том же году на экраны вышла молодежная мелодрама о несчастливой любви «В
моей смерти прошу винить Клаву К.» режиссеров Николая Лебедева и Эрнеста Ясана,
в которой Вениамин Смехов исполнил роль артиста дяди Севы, друга Веры Сергеевны,
мамы Клавы.
Среди киноработ актера важное место занимает вышедший в 1983 году музыкальный
художественный фильм по мотивам одноименной арабской сказки «Али-Баба и сорок
разбойников», где Вениамин Смехов играет роль Мустафы, а также является автором
сценария и текстов песен. Эта картина – экранизация ранее созданного Смеховым
музыкального спектакля с теми же исполнителями. В Москве эта постановка была в
свое время запрещена - одни говорили, что Олег Табаков в роли Али-Бабы слишком
похож на еврея, другие ссылались на то, что якобы автор намекает на афганские
события.
В вышедшем в 1990 году детективе режиссера А. Коренева «Ловушка для одинокого
мужчины» по мотивам пьесы Роберта Тома «Ловушка» Вениамин Смехов сыграл роль кюре
Максимена, а в очередной экранизации нетленного романа М. Булгакова «Мастер и
Маргарита» исполнил роль доктора Стравинского.
Из относительно последних киноработ актера можно выделить роль Александра,
ухажера Сони, роль которой сыграла дочь Вениамина Алика Смехова, в популярном
сериале «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…», а также роль Льва Александровича,
мужа главной героини Евы в саге «Капитанские дети» Вячеслава Никифорова.
Театр
Театр всегда был и остается для Вениамина Смехова главным в жизни, он больше
театральный, чем киноактер. В начале 1985 года, после последовавшего за вынужденной
временной эмиграцией Ю.Любимова назначения главным режиссером Театра на Таганке
А.Эфроса, Вениамин Смехов покинул театр, и уже в апреле был приглашен в "Современник",
неизменным главным режиссером которого по сей день является Галина Борисовна Волчек.
Будучи артистом этого театра, Вениамин Смехов принял участие в четырех постановках,
исполнив роли Людовика Великого в постановке И. Кваши «Кабала святош» Ж.-Б.Мольера,
роль Кирилла в постановке Г. Волчек «Близнец» М.Рощина, роль Ефима в постановке
Р. Виктюка «Стена», а также принял участие в творческом вечере артистов театра
«Дилетанты».
Посвятив «Современнику» два года, Вениамин Смехов вновь вернулся в Театр на
Таганке, где принял участие в нескольких старых спектаклях театра. Сейчас он уже
давно не играет в спектаклях, все больше проводя время за границей, но его трудовая
книжка до сих пор находится в этом театре. «В 90-м году я договорился с Любимовым,
что больше играть не буду. Но совсем уйти я не смог: примерно тогда начался страшный
скандал и раскол театра, поэтому я принципиально оставил свой портрет висеть в
фотогалерее артистов, а сам приходил в театр только чтобы сыграть два спектакля
– «Мастера и Маргариту» и еще «Дом на набережной». Это длилось восемь лет, а потом...
Потом появился выбор». Последний выход Вениамина Смехова на сцену Таганки состоялся
в любимой им роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита».
«Я по-прежнему артист Театра на Таганке и этим горжусь... Это мой дом навсегда.
Другое дело, что сегодня это не столько юридическое место моей работы, сколько
символическое, потому что я там «работаю» зрителем», - говорит актер.
Режиссура в России и за границей
Если человек талантлив, он талантлив во всем – эти слова как нельзя кстати
подходят нашему герою. Помимо актерской игры в театре и кино, Вениамин Смехов
известен еще и как режиссер - дебютом его в этом амплуа стал вышедший в 1973 году
фильм-спектакль «Фредерик Моро» по роману Г. Флобера «Воспитание чувств», однако,
работая в Театре на Таганке, он еще тогда начал потихоньку заниматься режиссурой,
помогая Любимову в постановках таких спектаклей, как «Под кожей статуи свободы»,
«Бенефис. Актеры – А. Островскому», а также в позднем «Самоубийце» 1990 года.
Помимо «Фредерика Моро», у Вениамина Смехова есть еще режиссерские работы – «Джентльмены
из Конгресса», «Сорочинская ярмарка» и «Лекарь поневоле».
Кроме этого, Вениамин Смехов, начиная с 1969 года, поставил около 15 телеспектаклей,
часть из которых по собственным сценариям, а с 1977 года на фирме «Мелодия» вышел
ряд диско-спектаклей, автором и постановщиком которых является В.Смехов.
«Весь репертуар Таганки я прожил, что называется, насквозь. То ли я вырос из
штанов Таганки, то ли театр застыл в своем движении, но мне стало там как-то неуютно
и скучно. Заграница помогла мне раздвинуть горизонты». Появившийся в 1998 году
выбор, о котором говорил актер, заключался в возможности ставить драматические
спектакли в Чехии, Израиле, Франции, Германии, Австралии, чем и воспользовался
Вениамин. В частности, в Иерусалиме им был поставлен «Дон Кихот» любимого автора
М. Булгакова, в Хайфе – переведенный на иврит «Али-Баба», а в Америке – «Обыкновенное
чудо».
Там же, за рубежом, он попутно выступает с концертами. «Сейчас я в свободном полете,
но приземляюсь там, куда меня приглашают. А более всего для меня сегодня актуальна
работа на родном языке - преподавание, съемки и постановки - дома, в России».
Неожиданно для самого себя Вениамин Смехов стал постановщиком оперных спектаклей.
«Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, ставившаяся в Германии, была его первой
и самой тяжелой работой такого рода. Стремясь подготовиться к постановке так,
чтобы актеры не заметили, что у него нет консерваторского образования, Вениамин
год (!) ежедневно зубрил оперу, пока все не выучил.
Вторую оперу, очень красивую, «Дона Паскуале» Доницетти, Смехов ставил в Мангейме,
городе, где Шиллер впервые представлял своих «Разбойников», и в очень старом и
красивейшем дворцовом театре городка Шветцинген, где дважды выступал Моцарт. По
признанию самого В. Смехова, даже стены этого дворца помогали уловить нечто особенное,
что есть в музыке Доницетти. Эта постановка получилась особенно удачной, и в хвалебных
рецензиях новоиспеченного оперного постановщика больше всего порадовала фраза
о том, что «зрители выражали свой восторг топаньем ног». «Нас это вполне устраивало,
мы видели лица этих людей. В первом акте они были «застегнуты на все пуговицы»,
потому что так положено дорогому абонементному зрителю, ко второму акту они «расстегнулись»»,
- поведал в одном из интервью В. Смехов.
Озвучивание
В профессиональном «чемодане талантов и опыта» Вениамина Смехова имеется и
внушительный опыт озвучивания фильмов – он работал с Отаром Иоселиани, Элемом
Климовым, а также с Никитой Михалковым, когда три голоса пробовались на роль автора
в Обломове. У Константина Ершова в «Позднем ребенке» Смехов был голосом автора,
как и в картине «Пасторали» Иоселиани, которую закрыли из-за отсутствия русского
текста. Но за то, что за одну ночь с блестящим звукорежиссером Венгеровским Отар
Иоселиани записал голос, не без помощи актера, естественно, - фильм получил свою
достойную шестнадцатую категорию и был положен на полку. Сегодня он признан, а
тот факт, что Вениамина Смехова нет в титрах, его абсолютно не волнует, как и
многие другие аспекты популярности.
Литературное творчество
Но и это еще не всё! Среди всех занятий Вениамина Смехова в его творческой
карьере особое место занимает литература – он вполне серьезно и профессионально
пишет прозу на театральную тему, особое место уделяя Театру на Таганке. Первой
публикацией Вениамина Смехова стала статья «Засухин - театр и человек», состоявшаяся
в газете «Волжский комсомолец» в 1960-м году.
«Когда я писал для себя, считал эту часть биографии счастливой. А потом выяснилось,
что не менее счастлив, когда пишу на заказ» - говорит Смехов. Его статьи публиковались
в газетах и журналах «Юность», «Театр», «Театральная жизнь», «Московские новости»
и др.
Первая книга В.Смехова «В один прекрасный день» была опубликована в 1986 году;
в последующие годы вышли художественные и публицистические книги: «Живой и только»
(о Высоцком), «Таганка: записки заключенного», «Театр моей памяти», «Когда я был
Атосом…» (о съемках «Мушкетеров»), «Служенье муз не терпит суеты», «Скрипка мастера»
(названная самим Смеховым «статьей вместо инфаркта» - по его словам, он умер бы,
если бы этого не написал), «Мастер и Маргарита» в стране чудес» и др.
В области литературы Вениамин Смехов не раз был отмечен наградами. В частности,
в 1999 году он стал автором-лауреатом газеты «Московские новости» за статью «Атос
в России больше, чем Портос»; в 2000 году ему присуждена художественная премия
альманаха «Петрополь» за цикл телепередач «Театр моей памяти» и книгу «Мастер
и Маргарита» в стране чудес»; в 2009 году - Царскосельская художественная премия
за создание альбома «Да здравствуют музы!..» и за двухтомное сочинение «В жизни
так не бывает» и «Та Таганка».
Педагогика
Помимо всего прочего, Вениамин Смехов успевает еще и заниматься преподавательской
деятельностью – ежегодно в течение одного семестра он преподаёт актерское и режиссерское
мастерство в одном из университетов США.
«Почему-то я с самого вахтанговского «детства» мечтал о педагогике (у меня
даже был свой курс - в 21 год). Теперь это желание пригодилось, я прочел в Америке
несколько лекций по русской литературе театра. Это было очень интересно для меня
как литератора, я вернулся к своей мечте о педагогике» - заявил Смехов.
Личная жизнь
Еще на первом курсе я с испугу решил - никогда не женюсь на актрисе. Замечал,
как «неровно дышат» на меня красавицы-старшекурсницы, и оборонялся тем, что, краснея,
старался выглядеть надменным. Случались и платонические романы, но я себя смирял,
наступая на горло собственной песне. Как заклинание, повторял слова великого актера
Леонида Леонидова: «До тех пор, пока ты не достигнешь высоты, твоя семья - это
театр».
В 1960-м году после зимней сессии третьекурсник Вениамин поехал в молодежный
лагерь, где встретил скромную студентку пищевого института Аллу. В разгоревшийся
роман родители Вениамина тактично не вмешивались, однако полученное воспитание
не позволяло юноше создать семью до окончания института. Старорежимная домработница
тетя Настя, осуждавшая добрачные контакты, демонстративно не здоровалась с Аллой,
и только после торжественной церемонии бракосочетания, совпавшей с днем получения
диплома Вениамина Смехова, тетя Настя поздравила молодых. В этом браке у Смехова
2 дочери – старшая Елена, окончившая Институт культуры и занимающася книжным делом,
и младшая , ставшая популярной
актрисой и певицей. «В моей первой семейной жизни было все - и любовь, и праздники,
и кошмарные ссоры. Но она принесла мне опыт и одарила двумя чудесными детьми»
- вспоминает Вениамин Смехов.
С 1980-го года актер женат вторым браком на журналистке Галине Аксеновой, которая
младше его на 20 лет. Пара очень счастлива в браке и до сих пор, по прошествии
30 лет, в их отношениях нежность, трогательность, забота и бесконечная любовь.
У Вениамина Борисовича три внука: 23-летний Леонид, сын Елены, выпускник факультета
русской филологии МГУ им. Ломоносова; 10-летний Aртем и 3-летний Макар, сыновья
Алики.
Интересные факты
Родным братом отца актера был известный книжный иллюстратор Лев Моисеевич Смехов.
Вениамин Смехов страстный автомобилист - купив в Америке двухдверную японскую
«Субару», недавно за полгода он с женой Галиной проехал на этой машине 25 тысяч
миль - от Колорадо до Флориды и далее, в Канаду. Этой цифрой актер очень гордится.
Годы своей учебы в лучшей театральной школе Москвы при вахтанговском театре
Вениамин Смехов назвал «хорошим отрезком плохой эпохи», годы работы на «Таганке»
- «эпохой заказных плевков». Нынешний отрезок времени актер именует как «пока
ещё разрешённую смелость в эпоху разновидных ожиданий».
В «Трех мушкетерах» Вениамин Смехов начал сниматься из-за своей старшей дочери
Елены, которая других книг знать не хотела: дочитывая до конца «Мушкетеров», начинала
читать сначала. «У меня не было другого выхода, как сняться, чтобы моя любимая
дочь прекратила это безобразие».
Среди известных друзей актера - Николай Караченцов, с которым Смехов дружен
еще со времен Щелыкова, когда оба были еще молоды и безвестны. Также актер поддерживает
теплые отношения с Юрием Яковлевым и Мариной Нееловой, не забывая и своего «таганского»
друга Валерия Золотухина.
Любимыми чисто мужскими, грубыми физическими занятиями в жизни Вениамина Смехова
являются мытье посуды и переноска тяжестей. «Я носил на руках очень много женщин
и детей, телевизоров и автомобилей» - то ли в шутку, то ли всерьез говорит актер.
Считая, что все свои возможности в кино уже исчерпал, тем не менее, Вениамин
Смехов признается, что если бы ему предложил поработать такой интересный режиссер,
как Милош Форман, или Элем Климов, или Тодоровский, или Михалков, то, наверное,
их предложения «победили» бы.
Своими учителями в режиссуре Смехов считает Юрия Любимова и Петра Фоменко.
У В. Смехова есть необычная коллекция фотографий, на которых он в шутку душит
своих коллег по цеху. Все началось со снимка с Владимиром Высоцким: однажды труппа
актеров театра во время отъезда на концерт в Питер пребывала в прекрасном расположении
духа, и актер и композитор Анатолий Васильев фотографировал остальных. Глупо было
просто позировать, надо было что-то делать, и Вениамин Смехов схватил за горло
Владимира Высоцкого. У Смехова было зловещее выражение лица, а Высоцкий, смеясь,
приговаривал: «Души, души!». Следующее такое фото было после того, как Владимир
Семенович вернулся на месяц в Москву впервые после своего восьмилетнего изгнания.
Провожая его в аэропорту, Вениамин Смехов снова вцепился ему в глотку…и пошло-поехало.
На съемках фильма «Ловушка для одинокого мужчины» в Ялте Смехов душил Караченцева,
Смоктуновского, Яковлева. Потом, на съемках фильма «Мушкетеры 20 лет спустя»,
коллекцию пополнили Алексей Петренко, Михаил Боярский, Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
«Вот видите, у меня порядочная база для хвастовства. Потом, когда издавалась моя
книга «Театр моей памяти» и для нее подбирались фотографии, то я назвал эту коллекцию
снимков «Компания задушевных друзей», - с улыбкой рассказывает актер.
P.S. К семидесяти годам человек накапливает мудрость и грусть, благожелательность
и терпеливость. Мемуары Вениамина Смехова вполне могли бы называться мемуарами
счастливого человека, через всю жизнь пронесшего доверие к своей судьбе и способность
смотреть на близких людей влюбленными глазами. Он по праву считает себя счастливчиком,
которому повезло и с семьей, и с друзьями, и с работой. Описывая однокурсников
и коллег, друзей и случайных попутчиков, Вениамин Смехов щедро пользуется превосходными
степенями и эпитетами, обращая иронию, прежде всего, на самого себя.
Согласно известному анекдоту, глядя на полстакана воды, пессимист будет расстраиваться,
что его стакан наполовину пуст, в то время как оптимист обрадуется, что его стакан
наполовину полон. Вениамин Смехов называет себя «неукротимым оптимистом, убежденным,
что в конечном итоге все образуется, какие бы кризисы не лезли нам в душу и какие
пожары не полыхали бы вокруг».
Мила Асланова
Использованные материалы:
«Биография Вениамина Смехова», статья, сайт «smekhov.net»;
«Вениамин Смехов», статья, А. Городецкий, "Спутник кинозрителя ", 1985;
"Везде как дома и «жизнь в гостях», статья, Полина Капшеева, сайт "Люди";
"Актеры – нация особая", статья, Наталья Крушевская, "Аргументы
и факты", май, 1994 г.;
"Лицо недели: Вениамин Смехов", статья, Екатерина Тарханова, журнал
"ТВ Парк" июль1997г.;
"Атос нашего времени, или Возвращение на родную землю Вениамина Смехова",
статья,
Лариса Алексеенко, "Версия" от 20.08.2001 г.;
«Атос в домашних тапочках», статья, Михаил Садчиков, "Мегаполис-Экспресс"
1-7 декабря 2003г. №48(686);
«Биография Вениамина Смехова», статья, сайт «Википедия»;
«Биография Вениамина Смехова», статья, сайт «Кино-театр».
|