.:: ИСТОРИИ ::.
Обитаемый остров
|
Фантастический боевик
Россия, 2009 г.
Режиссер: Федор Бондарчук.
В ролях:
Василий Cтепанов — Максим Каммерер (озвучивал Максим Матвеев), Пётр Фёдоров —
Гай Гаал, Юлия Снигирь — Рада Гаал, Алексей Серебряков — Рудольф Сикорски (Странник),
Фёдор Бондарчук — Прокурор (Умник), Гоша Куценко — Вепрь, Сергей Гармаш — Зеф,
Анна Михалкова — Орди Тадер, Андрей Мерзликин — Фанк, Сергей Барковский — Ноле
Ренаду, Юрий Цурило — Генерал, Михаил Пореченков — Генерал, Максим Суханов — Папа,
Евгений Сидихин — Свекор, Кирилл Пирогов — Деверь, Алексей Горбунов — Шурин, Александр
Феклистов — Тесть, Сергей Мазаев — Волдырь, Константин Быков — мутант
|
История создания
Съёмки картины проходили в течение 10 месяцев (с 14 февраля по 7 декабря 2007
года).
Бюджет фильма около — 28 миллионов долларов, маркетинговый — 10 миллионов.
Фильм планируется выпустить в прокат двумя частями.
Ограниченная премьера первой части фильма в некоторых городах России и Украины
состоялась 18 декабря 2008 года. Московская премьера состоялась 29 декабря, а
общий прокат в России и ближнем зарубежье фильм вышел 1 января 2009 года. [1]
Выпуск второй части фильма запланирован на начало апреля 2009 года.
Сюжет
XXII век. Пилот группы свободного поиска Максим Каммерер из-за повреждения
звездолёта совершает вынужденную посадку на неизученной планете. Оказывается,
что на ней есть разумная жизнь, сопоставимая по уровню с XX веком Земли. Он попадает
в Страну Неизвестных Отцов, в промежутке между войнами с соседями: Хонти, Пандеей
и Островной Империей. Страна погрязла в хаосе и анархии, огромные районы выжжены
после ядерных взрывов. Дух покорности режиму поддерживается при помощи особого
излучения, влияющего на нервную систему обитателей Саракша. С режимом Неизвестных
Отцов и системой башен, распространяющих излучение борется небольшая группа отверженных
обществом выродков.
Максим проходит через все круги местного общества. Сначала он беженец, затем
солдат гвардии, подпольщик и, наконец, каторжник. В первые же дни пребывания на
планете он встретил свою любовь — девушку Раду, официантку небольшой закусочной.
Но Максим слишком сильно выделяется в этом странном мире, жители которого убеждены
что живут не на внешней, а на внутренней поверхности сферы мира. Он не подвержен
действию излучения и не относится к выродкам, которые жестоко страдают от ударов
излучения. Эта особенность рядового солдата и каторожника не ускользает от всевидящего
ока Неизвестных Отцов. Двое из них : Странник и Прокурор начинают охоту за Максимом,
который всё время ускользает из их рук...
Фото из фильма
"Обитаемый остров": масса раша
Глупый термин "клиповое мышление" наконец-то обрел свое окончательное
воплощение. К сожалению, в попытке экранизации одного из лучших романов братьев
Стругацких "Обитаемый остров".
К работе над дилогией о Саракше приложили руку многие: тут и президент компании
"СТС Медиа" Александр Роднянский в качестве продюсера, и создатель "Жары"
Резо Гигинеишвили, призванный в режиссеры второй группы, и семья писателей Дяченко
в роли сценаристов, и многие-многие другие. Но больше всего (во всех смыслах)
в фильме Федора Бондарчука, который с присущим ему размахом и старанием превратил
хорошую книгу в продукт жизнедеятельности музыкальных каналов.
Во время просмотра начинает закрадываться подозрение, постепенно мутирующее
в уверенность – мы смотрим большой и дорогой клип, посвященный непосредственно
Бондарчуку. Маэстро решил сыграть Прокурора (он же Умник), из-за чего один из
персонажей книги превратился практически в главного героя, и едва ли не треть
ленты нам демонстрируют Бондарчука а) в кабинете с финтифлюшечным креслом и стенами
розового мрамора; б) в золотой ванне; в) за столом, уставленным стеклянными дизайнерскими
фиговинами. За это время господин Прокурор показывается нам в парчовом халате,
ультра-пафосном плаще со стразами и в модном мундире, от которого Готье долго
бы плакал теми самыми кристаллами Сваровски.
В оставшуюся часть времени есть возможность увидеть разное. Например, Гошу
Куценко с дрэдами и механической рукой, который лениво пытается изобразить дерзкого
подпольщика, но получается все равно комический пират из плохого подросткового
кино "Дерзкие дни". Или Сергея Гармаша с длинными блондинистыми спагетти
на голове, напоминающего спившегося деревенского Сергея Зверева. Или совершенно
невнятных Неизвестных отцов, которых очень хочется спросить: "Простите, а
Вы здесь из какого сериала?".
Есть еще, разумеется, Мак Сим с ясными глазами из названия романа Достоевского
и челюстью из названия балета Чайковского. И Рада, явственно попавшая на экран
из-за своей груди и прочих частей фигуры, хотя авторы фильма и пытаются это скрыть
(но движение камеры их категорически выдает). Взаимная дебильность двух получившихся
персонажей выглядит настолько тихой и светлой, что прекрасную пару незамедлительно
хочется куда-нибудь канонизировать. А во время романтических сцен – сослать в
очень заповедный шалаш, чтобы больше никогда их не видеть.
Иногда действие озаряют собой персонажи, ненавязчиво позаимствованные из других
фильмов – молодой Зорг из "Пятого элемента" или неряшливый Джокер с
подручными ниндзя из похмельного трипа Тима Бартона. Или "американский оборотень
в Лондоне", в которого зачем-то превратились голованы (разумные существа,
описанные у Стругацких как вполне обыкновенные собаки).
Весь этот паноптикум бродит среди очень плохих компьютерных пейзажей и надуманных
интерьеров, которые озаряет пошло-ненатуральный свет. Замысел очевиден – чтобы
показать чужой мир, нужно сделать его максимально непривычным для зрителя, сбить
с толку придуманными культурными кодами, непонятными яркими образами и специально
сконструированной символикой. Но получается разве что в агитплакатах из серии
"Добей выродка" или "Вступай в гвардию", да еще в гербах и
логотипах. Все остальное теряется в убогом исполнении, которое гармонично дополняет
отсутствие вкуса.
Да, есть заявленные 3 тысячи костюмов, 400 пар обуви, 450 килограммов грима, 13
особым образом сконструированных танков (из них 9 танков типа Т-64, 3 БТР и 1
новый БТР "Гром"), 300 стволов специально созданного "саракшского"
огнестрельного оружия, есть явно оттянувшиеся специалисты по интерьерам. Но нет
цельности, нет чувства погружения в этот мир. Впрочем, и мира нет никакого, потому
что даже на экране герои не живут в собственной реальности, а существуют среди
декораций, временно переодевшись в невообразимые одежды и передвигаясь на мало
приспособленных к этому механизмах.
Да, всем очень хотелось что-то сделать: Бондарчуку – снять очень дорогой фантастический
блокбастер, художникам, костюмерам и стилистам – вволю покреативить. И какие-то
отдельные детали фильма вполне могут существовать в качестве самостоятельных арт-объектов,
но все вместе выглядит беспомощным подражанием "Пятому элементу", "Эон
Флакс" и еще десятку высокобюджетных голливудских проектов.
Хорошую фантастику не зря принято снимать "изнутри", ведь происходящее
на экране нереально только для зрителя, а для персонажей это – обычная повседневность.
Нужно понимание дивного нового мира, который пытаешься показать, а не только стремление
продемонстрировать, что действие происходит на другой планете в отдаленном будущем.
Но окончательно все портит компьютерная графика, которая отличается поразительной
даже для нашего кино искусственностью картинки и угловатостью исполнения. При
этом, по словам авторов, обработке подверглись 90% отснятых сцен. Что привело
к печальному результату, на фоне которого даже советские "Отроки во Вселенной"
выглядят максимально реалистичным зрелищем. Помните Бегемота из сериала "Мастер
и Маргарита"? А тут весь фильм так.
На этом фоне совершенно теряется предельно современная история Стругацких о
манипулировании массовым сознанием на территории самого крупного из обломков империи,
якобы зажатого в кольце врагов и вынужденного сражаться с коварной "пятой
колонной". Теряется, даже несмотря на попытки насытить экранизацию рассуждениями
на темы коррупции правящей элиты и откатов в военно-промышленном комплексе или
до боли знакомыми выпусками новостей и прогнозов погоды. Поэтому в итоге у Бондарчука
получается не имперский тоталитаризм, а вполне трендовый гламур-фашизм, который
он не изучает и не оценивает, но просто показывает с радостным визионерским экстазом.
Зато в конце первой части присутствует символ не только самой экранизации,
но всей неминуемо окружающей российской действительности – ржавый и не вполне
умственно здоровый танк веселого розового цвета, уверенно едущий на Юг. К мутантам.
А мир наизнанку наши сограждане и так ежегодно наблюдают именно 1 января…
Антон Смертин, www.yuga.ru