1994 Мастер и Маргарита
1998 На бойком месте
2001 Воровка
2003 Северный сфинкс
2003 На углу у Патриарших-3 - сериал
2004 Полнолуние
2005 Миф об идеальном мужчине. Детектив от Татьяны Устиновой (Украина)
2005 Богиня прайм-тайма
2006 Пушкин: последняя дуэль
2006 Псевдоним "Албанец"
2006 Печорин. Герой нашего времени
2006 Врачебная тайна
2006-2007 Любовь как любовь
2007 Сыщик Путилин
2007 Мегаполис
2007 Закон и порядок: Преступный умысел -1
2007 Дочки-матери
2008 Шальной ангел
2008 Сыщики районного масштаба - 2
2008 Паутина -2
2009 Такова жизнь
2009-2010 Кремлёвские курсанты
2011 Адвокат-8
2011 Кодекс чести-5
2011-2012 Катина любовь
2011-2012 Обручальное кольцо
2012 Всегда говори "всегда"-9
2012 Однажды в Ростове
2012 Петрович
2012 Поздняя любовь
2012-2015 Верное средство
2013-2014 Неформат
2013-2014 ОСА
2014 Сильнее судьбы
2015 Пасечник-2
2015-2017 Последний мент
2016 Беловодье. Тайна затерянной страны
2017 Икра
2017 Лесник. Своя земля
2017 Шуберт
2019 Шифр
2020 Шифр-2
2020 Гроздья винограда
ТОКАРЕВ
Николай Сергеевич
Родился 22.06.1971, Москва
Награжден медалью «За заслуги перед театром» (1997), медалью города
Халле (Германия, 1998), юбилейной медалью к 200-летию А.С. Пушкина (1999)
Детство
Николай Токарев родился в творческой семье. Его мама - музыкант, а папа был
художником, работал педагогом во ВГИКе. «Мне повезло с окружением, - вспоминает
Николай Сергеевич. - Со стороны отца - живопись, скульптура, архитектура, разговоры
об искусстве. Со стороны мамы - музыка, пение. Прабабушка была прекрасной певицей,
а затем долгие годы преподавала вокал. Ребенком я не слишком понимал, как много
это значит - сама атмосфера дома, чем он живет, какие люди приходят. Я просто
очень любил слушать, о чем взрослые говорят, просто сидел молча и с удовольствием
впитывал в себя все это: музыку, разговоры».
Впрочем, семья семьею, а рос Николай парнем дворовым. Сам он рассказывает о
своем детстве: «Яркие воспоминания связаны с драками - район на район. Аминьево,
где я жил, - на Матвеевское, с цепями, с кольями. И мотоцикл. У нас была компания...
Один разбился насмерть, другой стал инвалидом, а меня Господь уберег. В 16 лет
я чуть-чуть не долетел до столба. У меня был «Минск», его еще «макакой» называли.
На следующий день я должен был купить «Яву», очередь подходила. Но эта история
меня спасла, и «Яву» я так и не купил…»
Да и в школе дела у Коли Токарева не складывались: и поведение плохое, и оценки.
Классный руководитель постоянно твердила ему, что он – просто ноль, и нечего тратить
время на учебу. Мол, его удел – гайки крутить, и не более того. Дошло до того,
что после восьмого класса Николая выгнали со школы. В придачу характеристику такую
чудовищную дали, с которой и поступить-то никуда не было возможности…
Театральная студия МГУ
Будучи школьником, Николай Токарев некоторое время занимался в знаменитом
театре-студии МГУ. Николай репетировал роль в «Преступлении и наказании» Достоевского.
«Я хорошо помню свое первое ощущение от сцены, - вспоминает он. - Мне дали текст
«Преступления и наказания», в зале сидели незнакомые люди, а мне надо что-то говорить.
Это была мука, у меня все немело, но в то же время я почувствовал прилив адреналина».
К сожалению, пребывание в театре-студии оказалось недолгим: Николай заболел гриппом,
около двух месяцев провалялся дома, затем были экзамены, отчисление из школы…
В итоге туда он больше не вернулся…
ПТУ, Художественная школа, ВГИК
«Закручивать гайки» - таков был приговор классного руководителя Николая Токарева.
А он ничего против завода и не имел. Однако при этом юноше хотелось доказать своим
учителям, что он способен на большее, нежели стоять у станка. После отчисления
из школы Николай поступил в швейное ПТУ №98. Здесь проявились его творческие способности,
и вскоре юноша научился не только шить, но и моделировать, и кроить. Впоследствии
это умение пригодилось Николаю, и сегодня для него не проблема самому для себя
сшить театральный костюм.
Надо отметить, что с детства Николай демонстрировал хорошие способности к рисованию:
видимо передались гены отца. Отец-то и настоял, чтобы сын (параллельно учебе в
ПТУ) поступил в художественную школу №1. Учась там, Николай несколько раз успешно
выставлялся в московских галереях и свое будущее связывал именно с живописью.
Окончив ПТУ и Художественную школу, Николай Токарев решил поступить в Художественное
училище им.1905 года. Ему не повезло – он срезался на сочинении. Чтобы не терять
времени даром, Николай стал неофициально заниматься во ВГИКе на художественно-постановочном
факультете, там – где преподавал его отец. Об актерстве он до поры до времени
не помышлял…
ГИТИС
Прошло три года. Николаю шел уже 21-й год, когда его бабушка по материнской
линии Марина Всеволодовна Гаврилко (актриса, работавшая в свое время в Малом театре)
посоветовала ему попробовать себя на актерской стезе. Она убедила Николая, что
это – его, и он стал усердно готовиться.
Через четыре месяца Николай Токарев успешно сдал экзамены в Щукинское училище
и в ГИТИС. Он выбрал последний и был принят на курс Владимира Алексеевича Андреева.
Здесь, в стенах ГИТИСа состоялись первые актерские работы Токарева. Он блестяще
играл Дуремара в мюзикле «Золотой ключик, или Деревянное счастье», Лоренцо в «Ромео
и Джульетте» Шекспира. А как гениально он исполнял Хлудова в булгаковском «Беге»!
Специалисты даже сравнивали начинающего актера с самим Дворжецким!
Роль Хлудова оказала большое влияние на становление творческой личности Николая
Токарева. Он вспоминает: «Это моя первая серьезная работа. За одно это я безумно
благодарен В.А. Андрееву: за то, что он взял меня на свой курс, где я смог познакомиться
с Тарасенко, а он, в свою очередь, предложил мне попробовать себя в этой роли.
Не каждому актеру выпадает счастье начать свой творческий путь с ТАКОЙ роли».
Театр
Владимир Алексеевич Андреев, у которого учился Николай Токарев, являлся художественным
руководителем Московского драматического Театра им. М.Н.Ермоловой. Поэтому после
окончания ГИТИСа в 1996 году Токарев пришел работать именно в этот театр. «Мне
смысла не было ничего менять и потом, я считаю, что наш театр очень хороший, -
признается Николай Сергеевич. - Есть суждения, что он старый, в смысле по духу,
замшелый. А я считаю, что должно быть классическое исполнение, не все же время
показывать голые зады со сцены. Кому-то это интересно, а у нас есть свой зритель,
которому не нравиться другие вещи».
На сцене театра им. Ермоловой Токаревым были сыграны такие роли, как: Царь
Николай I в спектакле «Александр Пушкин» (режиссер В.Безруков, 2002 год), Алексей
Берестов в «Барышне-крестьянке» (режиссер Нателла Бритаева, 1998 год), Егор Дмитриевич
Глумов в «Бешеных деньгах» Островского (режиссер Галина Дубовская, 2005 год),
Вэл в «Битве Ангелов» Уильямса (режиссер Владимир Андреев, 1997 год), Эдстейстон
в спектакле «Великая Екатерина» (режиссер Владимир Андреев, 1998 год), Дурсун
в спектакле «Велосипед Чингисхана» (режиссер Владимир Андреев, 2000 год), Римас
Альбертович Патис в спектакле «Не для меня…» (режиссер Вадим Данцигер, 2007 год)
и другие.
Одной из лучших работ актера стала роль Онегина в спектакле «Ужель та самая
Татьяна?» (режиссер Г. Энтин, 2004 год). «Для меня это серьезная роль, - рассказывал
Николай Токарев. - Огромное количество суждений, мыслей, догадок на сей счет.
Есть пушкинский Эверест, и, может быть, к подножию мы приблизились, но наверх
еще карабкаться и карабкаться. <…> Для меня эта работа представляет некий
объем внутри меня, который постоянно расширяется. И мне сложно из него вырваться.
А там, в других образах, я уже не могу себе позволить поверхностно существовать,
это уже неинтересно»
Кино
Путь в кино для Николая Токарева начался с экранизации булгаковского романа
«Мастер и Маргарита», осуществленным режиссером Юрием Кара в 1994 году. Токарев
сыграл там эпизодическую роль. Фильму была уготована сложная судьба: разногласия
режиссера и продюсеров, претензии потомков Булгакова – все это откладывало выход
картины на экраны. Лишь в 2006 году в Интернете появилась пиратская копия этого
фильма.
Однако вернемся к Николаю Токареву. В 1998 году он снялся в маленькой роли
кучера Ивана в мюзикле Алексея Сахарова «На бойком месте», а в 2001-м сыграл свою
первую большую роль – Славу Макеева в популярном сериале «Воровка». Позже были:
Николай I в исторической мелодраме Аркадия Сиренко «Северный сфинкс» (2003), Сергей
Мерцалов в детективе «Миф об идеальном мужчине» Анатолия Матешко (2005), Николай
Столыпин в исторической драме Натальи Бондарчук «Пушкин: последняя дуэль» (2006),
Майор Верещагин в картине Александра Котта «Печорин. Герой нашего времени» (2006),
а также Юрий Гнездников в сериале «Дочки-матери» (2007) - роль, принесшая актеру
известность.
Еще в студенческие годы за Николаем Токаревым сформировалось амплуа романтического
героя. Вот и на экране он нередко стал воплощать образы спокойных, рассудительных
мужчин, которые нравятся женщинам. Таким он предстал и в популярном сериале «Кремлёвские
курсанты». И хотя сам Токарев в армии не служил, но в роли майора Артура Вениаминовича
Губского по прозвищу «Война» смотрится необыкновенно органично. Его герой - просто
идеал российского офицера, он благороден, красив, справедлив, добр, в нужные моменты
строг.
Семья
Николай Токарев – образцовый семьянин. Его жена не имеет отношения к миру кино,
по образованию она учитель младших классов. Николай и Маргарита познакомились
в Доме отдыха под Подольском, куда Токарев поехал с товарищем, а она с подругой.
Супруги воспитывают двоих сыновей – Дениса и Федора.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Сайт Николая Токарева http://www.ntokarev.ru;
А.Масленникова, «Играем ремонт», «Новый дом» № 3, 03.03.1998;
Наталья Марфина, «Человек искусств», Cosmopolitаn, 15.03.2000;
Юрий Луговской, «Герой-любовник по прозвищу «Война», «Жуковские вести», www.zhukvesti.ru;
Юрий Мироненко, «Командовать «Кадетством» буду я», «Звездный бульвар» № 26