1934 Марионетки
1956 Дело №306
1960 Испытательный срок
1979 Осенняя история
ТОКАРСКАЯ
Валентина Георгиевна
03.02.1906, Одесса – 30.09.1996, Москва
Народная артистка России (1993)
Кавалер ордена "Дружбы народов" (1994)
Детство
Валентина Токарская родилась 3 февраля 1903 года в Одессе. Что такое актерское
мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее папа был провинциальным актером.
В пять лет юная Валечка читала стихи на школьных балах в присутствии вдовствующей
императрицы Марии Федоровны. Она училась в Киеве в Фундуклеевской гимназии, основанной
императрицей, которая иногда приезжала к своим воспитанникам, и девочка навсегда
запомнила ее лицо: красивое, но "неживое" – оно было все покрыто специальной
эмалью, из-за чего императрица даже улыбнуться не могла.
А в четырнадцать лет Валентина Токарская уже зарабатывала на жизнь, танцуя
в кино перед сеансами. Ее мама никогда не работала девочку. К тому времени она
училась в частной балетной школе. Впервые Токарская вышла на сцену в опере, в
балетной массовке в малюсенькой роли. Девочка выбегала и… просто пробегала через
сцену, но уже через несколько лет Валя Токарская уже станет солисткой балета.
Гражданская война
Во время гражданской войны Валентина Токарская с мамой меняли в деревни вещи,
ведь в то время деревня была богатой, и там брали все, вплоть до рояля. Взамен
давали муку, сало, пшено - тогда был настоящий голод, и всегда сосало под ложечкой.
Юная Валентина еще умудрялась чуть-чуть подрабатывать в театре, где выступали
куплетисты: одни из них пели за белых, другие – за красных. А так как власть каждый
день в Киеве менялась – то белые придут, то красные, то зеленые, а то и поляки,
– куплетистам постоянно приходилось прятаться.
Когда в Киев пришли немцы, Токарские уехали в Ташкент. Там Валентина Токарская
довольно хорошо танцевала в опере. В Ташкенте же она вышла замуж за оперного певца
– тенора. Он пел главные партии в «Пиковой даме», в «Паяцах».
Оперетта
После гражданской войны Токарская с мужем переехали в Москву. Они устроились
играть в оперетке – ну совсем в маленькой труппке: действующие лица и рояль. И
играла Токарская не героинь, не певиц, а так называемых субреток. Там-то она и
задержалась, пристрастилась к оперетте. Так актриса ездила-ездила, а качество
этих оперетт все повышалось и повышалось. Ее приглашали из одной труппы в другую
и, в конце концов, она «допрыгалась» до большой, солидной оперетты с хором, оркестром,
жалованьем и известным режиссером Джусто.
Во время выступлений в Баку Токарская вышла замуж вторично. У ее нового мужа
была своя квартира, и мама «осела» в этой квартире – все-таки появилось уже что-то
свое. Муж артистки на этот раз был каким-то хозяйственником, и его, в конце концов,
арестовали, скорее всего за то, что он умел делать деньги. И вновь – дороги, дороги…
Мюзик-холл
Потом был Ленинград, из которого Валентина Токарская переехала в Москву. Она
играла оперетты в Парке культуры, где ее и увидел режиссер мюзик-холла Волконский.
Он посмотрел танец с веером и пригласил к себе. Актриса осталась в Московском
мюзик-холле.
Обладательница несоветской красоты Валентина Токарская стала звездой Московского
мюзик-холла. В начале 30-х это заведение было самым культурным кассовым центром
в столице, прибыль государству – бешеная. Рядом с Токарской блистали универсальные
артисты Мартинсон, Тенин, Лепко. Спектакли были феерическими. Знаменитые тридцать
гёрлз под руководством Голейзовского! Веселые, озорные, поющие и танцующие артисты:
Рина Зеленая, Мария
Миронова и Александрова. А оркестром дирижировал Покрасс со своей огромной
шевелюрой.
Всего в мюзик-холле было поставлено пять вещей. Это были самые счастливые годы
Валентины Токарской: время шуток, веселья, розыгрышей, смеха! Она с Марией Мироновой
были в центре театральной публики, их приглашали на все премьеры, просмотры, банкеты.
Артистку окружали писатели, художники. Когда репетировали «Под куполом цирка»,
Валентина Токарская подружилась с авторами пьесы завсегдатаями театра Ильфом,
Петровым и Катаевым, а затем с Олешей, Никулиным,
Зощенко. Это была дивная компания, которая быстро ее приняла, потому что она была
примадонной мюзик-холла и украшала компанию. Валентина Георгиевна превосходно
танцевала, но сильным голосом не отличалась. Она исполняла роли так называемых
субреток, кокеток, обольстительниц, женщин-вамп и была счастлива в легком жанре
оперетты.
На спектаклях с участие артистки в vip-ложе Максим Горький рыдал от смеха,
утирая слезы безразмерным платком. Прима мюзик-холла разъезжала по городу в собственном
авто. Она была самой красивой, богатой и успешной москвичкой. Пока не закрыли
мюзик-холл. Каждый день зал был битком набит! Полные сборы! А мюзик-холл все-таки
закрыли: кричали, что это не советский театр.
Театр сатиры
Валентина Токарская, конечно же, не осталась без работы. Она получила приглашение
в Театр сатиры. Театр сатиры – это комики, блестящие актеры: Хенкин, Корф, Поль,
Курихин, Кара-Дмитриев, Лепко! Но это было не ее. Она стала драматической актрисой
и это ей не очень нравилось. Актрисе требовался репертуар такой, как, например,
у Людмилы Гурченко. Тогда ах как он
ей нужен был! Но ведь ничего подобного нельзя было сделать, ничего!
И все равно Валентина Токарская много играла. Она вошла во все старые спектакли.
Потом стала играть в «Слуге двух господ» Беатриче, в «Пигмалионе», в более легковесных
комедиях Шкваркина – «Чужой ребенок», «Страшный суд», «Весенний смотр», в старинных
водевилях.
Военные годы
В годы Великой Отечественной войны Валентина Токарская сначала поехала на фронт
вместе с Рудиным, Корфом и Холодовым с бригадой московских актеров №13 в 16-ю
армию Рокоссовского. Выступали в лесу на импровизированной сцене на двух грузовиках.
В конце 1941 года бригада, где Театр сатиры представляли четверо любимцев публики,
попала в окружение. Под обстрелом выжили немногие. Валентина Токарская и раненный
в ногу Рафаил Холодов спаслись. После месяца скитаний по деревням артисты попали
в кабалу к немцам и вынуждены были выступать на оккупированных территориях. Так
и гнали их до самого Берлина, до конца войны.
Валентину Токарскую, по возвращению в Москву, в Театре сатиры приняли замечательно:
«Слава Богу, вы вернулись! Что же вы пережили! Подождите работать – мы вас на
курорт отправим, отдохнете». А на следующий день ее арестовали... А потом была
Сибирь. Бывшую звезду пожалели, отправили на легкую работу в санчасть – ставить
заключенным клизмы. Приговорили к четырем годам – самый маленький срок. Все так
и говорили – значит ни за что. Кормили только селедкой с хлебом – так почему-то
было принято.
Воркутинский театр
А вскоре пришла заявка из Воркутинского театра. Именно этот театр и стал для
актрисы шансом выжить, не погибнуть среди миллионов, умиравших от лагерных работ.
В Воркутинском драмтеатре Валентина Токарская играла все главные роли, и сама
ставила спектакли. Она играла Диану в "Собаке на сене", Елизавету в
"Марии Стюарт", Софью Ковалевскую, в спектаклях "Мадемуазель Нитуш",
"Вас вызывает Таймыр". А еще она любила роль Ванды в оперетте "Розмари",
из-за которой ее когда–то взяли в мюзик-холл. Были роскошные костюмы! А после
премьеры в местных газетах выходили рецензии, но, правда, без фамилий: "Великолепно
справилась с ролью актриса, исполняющая того-то..." Но Валентине Токарской
нельзя было жаловаться: публика ее любила.
Там же она поставила сама две оперетты: "Баядеру" и "Одиннадцать
неизвестных". За это начальство дало актрисе сухой паек: сахар, крупу, чай
и кусок мяса.
После срока она так и осталась работать в Воркуте – в Москву-то ехать не разрешалось,
да и тут ее уже знали. Она получила большую комнату в общежитии, получала жалованье.
В отпуск можно было поехать куда угодно, она и ездила в Ессентуки, в Крым, в Прибалтику...
А в 53-м умер Сталин. Теперь можно было ехать куда угодно и Токарская поехала
прямо в Москву, в свой театр. Ее тут же оформили на работу.
Возвращение
Но главных или значительных ролей, честно сказать, у актрисы больше не было.
В общем-то, не было ролей, которые актрису особенно радовали. Она репетировала
в «Клопе», ее ввели в старые спектакли, она была героиней, а ей хотелось чего-то
каскадного, как было когда-то в оперетте.
Она всегда играла так называемые отрицательные роли – иностранок, каких-либо
красиво одетых дам. Сыграв Секлетинью в спектакле «По 206-й», актриса сама себе
не поверила – какой был успех! Театральная критика сравнивала ее в этой роли с
«великими старухами» Малого театра Рыжовой и Блюменталь-Тамариной. «Я очень люблю
эту роль. Там можно и почудить, и характер есть у этой бабушки.» - вспоминала
Валентина Токарская.
Актриса играла няньку, которая все в доме знает, все помнит и заканчивает все
картины, в «Последних». Спектакль поставил Анатолий Папанов. Это была его единственная
режиссерская работа. С ним было интересно работать.
Кино
Знаменитый кинорежиссер Яков Протазанов искал героиню для своих «Марионеток»
и «нашел» Валентину Токарскую. Она со своим партнером по оперетте сыграла ему
сцену, исполнила танец с веером и спела песенку из оперетты «Розмари» по-английски,
что очень понравилось требовательному Протазанову. Он же ставил заграничный фильм.
Это первое. А второе, ему, наверное, просто надоело смотреть актрис. Он же пересмотрел
их такое количество! И почему-то взял Токарскую, хотя она была совсем неопытной
в кино. Актриса ничего не понимала в съемках, а там ведь все надо учитывать, где
камера, где свет: тебе отведут маленькое местечко, и дальше не заходи. Наверное,
в «Марионетках» актриса совсем неинтересно сыграла, так как легендарный Протазанов
потом сказал актрисе: «Я с вами мало работал».
Но фильм все же имел успех! По всей Москве были развешаны афиши сатирической
комедии «Марионетки» с портретом именно Токарской, несмотря на участие в фильме
Кторова, Сергея
Мартинсона, Климова, Радина, Михаила
Жарова. С картиной актриса объездила весь Советский Союз, зарабатывала деньги.
Тогда она много заработала. А потом сделали твердые ставки. Кто-то наверху все
за всех решал и прием публики никого не волновал.
«Дело № 306»
В больших ролях актриса, действительно, снялась всего два раза. Это «Марионетки»
и «Дело № 306». Валентину Токарскую вспомнили не все, ведь после «Марионеток»
прошло двадцать лет и бывшая звезда, конечно же, изменилась.
Свою главную отрицательную роль в первом советском кинодетективе «Дело №306»
Валентина Токарская сыграла, вернувшись только что из заключения, и режиссер,
видимо, решил, что она будет правдива в этой роли. Ее героиня – опасная шпионка,
работавшая в аптеке как обыкновенная советская служащая под именем Марии Николаевны
Карасевой. Звали же ее Магда Тотгаст. Она же Фишман, Ованесова, Рубанюк, Иваниха.
Очень интересная работа. У актрисы была большая сцена с Марком
Бернесом и он перед съемкой подсказывал ей что и как можно лучше сделать.
Они были приятелями. Тогда-то впервые с экрана прозвучали легендарные слова: "На
пушку берешь, начальничек? Не выйдет!" И произнесла их именно Валентина Токарская,
игриво закрутив на лбу локон и выпустив в Бернеса струйку папиросного дыма. Фильм
посмотрели десятки миллионов человек, причем, неоднократно.
«Пирамидон в порошках есть?… Тогда дайте в таблетках. Две пачки. И одеколон
«Лесная вода», – цитировалось повсюду и к месту и не к месту.
Актрису стали всюду узнавать. Особенно – на фоне слухов и сплетен о недавней
отсидке. Любопытно, что критики картину разгромили, досталось и исполнителям главных
ролей. Похвалили только Валентину Токарскую.
Конкуренция
И на этом кинокарьера актрисы, можно сказать, и закончилась. Была, правда,
еще роль в «Осенней истории». Но что это за роль... Так, бабушка и бабушка, ничего
интересного. Да и трудно было начаться этой кинокарьере…. Тогда же ничего не разрешали!
Три-четыре картины в год – это все, что имели артисты. А после «Марионеток» в
жанре актрисы работал только Александров и снимал он, конечно же, только Любовь
Орлову. Так что Валентине Токарской особенно не на что было надеется. А «девушек
полей» она не умела играть. Актрисе нужна была какая-то эксцентрично-нахальная
особа с шармом, такая женщина-вамп. Короче – артистка варьете! Только советскому
искусству такие актрисы были не нужны. Да и на киноолимпе восходила звезда Любови
Орловой. И только ей одной было позволено осваивать этот легкий жанр. Второй звезды
быть не могло.
В последнее время Валентину Токарскую приглашали на съемки сразу три молодых
кинорежиссера. В одном фильме она должна была сыграть старуху-убийцу из ХVI века.
На съемки другого надо было ехать в Одессу, пришлось отказаться из-за дороги.
Третий фильм – по Бредбери, «Вино из одуванчиков». И везде – главные роли. Но,
к сожалению, вышло так, что на первой же съемке после восьми часов непрерывной
работы у актрисы от перенапряжения лопнули глазные сосуды и она чуть не умерла.
Так что все режиссеры перепугались: «Помрет старуха на площадке, потом за нее
отвечай»...
А на съемках «Вина из одуванчиков» актриса попросила разрешения надеть очки
– у нее опять было плохо с глазами. Ей не разрешили, и пришлось отказаться. Так
что эпизод какой сыграть – пожалуйста, а главную роль…
Личная жизнь
В старости Валентина Георгиевна осталась совсем одна. Три замужества оказались
несчастливыми. Сначала уходила она, затем бросали ее. Историю последнего брака
пресса муссировала неоднократно. В ГУЛАГе Токарская вытащила из петли драматурга
Алексея Каплера, а он ее затем предал... Валентина Георгиевна оставила ему квартиру,
дачу, а сама ушла вновь в коммуналку. Своего дома у актрисы никогда не было, он
появился очень поздно. И родственников не было. А главное, не было ролей.
Но вдруг что-то произошло. В 86 лет Валентина Токарская стала народной артисткой
России. Сразу! Без заслуженной! В театре праздник. Валентина Георгиевна – в полном
недоумении. В 87 лет о ней сняли документальный фильм. В 88 она получила две небольшие,
но феерические роли, в которых купалась, проявляя чудеса изобретательности и достигая
вершин острохарактерности. О ней писали газеты и журналы, снимали телесюжеты.
Валентине Георгиевне была назначена знаменитая президентская пенсия, ее стали
разрывать журналисты и администраторы телепередач, готовилась к печати книга «Театр
ГУЛАГа», включающая статью артистки о жизни в плену и лагере. Московский Дом Ханжонкова
вручил ей приз под названием «Неувядаемая», а российское дворянское общество вообще
присвоило титул баронессы. У нее вновь возник интерес не то чтобы к жизни, нет,
он у актрисы и так никогда не пропадал. Ей просто захотелось вновь жить красиво,
талантливо.
Она подолгу задерживалась у витрин роскошных универмагов на Тверской, вызывая
недоуменные взгляды избалованных продавщиц. Она могла позвонить своей подруге
Ирине Михайловне и предложить поехать на «какую-то новую ярмарку в Коньково».
И там она неутомимо шествовала по бесконечному ангару, примеряя каждую приглянувшуюся
«шмотку» от соломенной шляпки до брюк, невзирая на нытье уставшей молодой подруги.
Роли!!!
Наконец, Валентине Токарской дали роль к юбилею Ольги
Аросевой в спектакле «Как пришить старушку» по пьесе Джона Патрика. Роль!
Впервые за почти десять лет! Режиссер Михаил Зонненштраль предложил Валентине
Георгиевне роль страхового агента, переделанную с мужской на женскую. Она появлялась
на сцене настоящим пугалом, вызывая восторженные аплодисменты зрителей и лишний
раз доказывая, что не боится выглядеть смешной и нелепой.
Не прошло и года, как состоялась премьера другого спектакля «Священные чудовища»
– бенефиса Веры
Васильевой. Валентина Токарская появлялась в нем на мгновение, за полминуты
до поклонов. И вновь та же история. Все газеты иронизируют, ругают, критикуют,
и все в один голос заявляют, что смысл и шарм всей пьесы проясняется лишь за минуту
до ее окончания, с появлением на сцене старейшей актрисы труппы.
Девяностолетие
Девяностолетие Валентина Георгиевна Токарская отметила с шиком. Весь вечер
на сцене Дома актера она пела и танцевала. Зал был переполнен. В проходах стояло
с десяток телекамер. Море цветов. Заиграла музыка, молодежь театра запела песенку
про Парагвай из «Марионеток», из-за занавеса вышла Валентина Георгиевна Токарская
в белом платье от Вячеслава Зайцева, грациозная и женственная. Зал встал. Она
рассказывала, пела и танцевала весь вечер. Такого девяностолетнего юбилея еще
никто не видел. Михаил
Ширвиндт шутил. Публика неистовствовала. Актриса была счастлива.
Тогда актриса впервые заговорила о смерти и попрощалась со зрителями... Через
полгода, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1996 года, Валентины Токарской не стало.
Автор – Алексей Генералов
Использованные материалы:
«Краткая биография: Валентина Токарская», «Коментарии дня»;
Сергей Капков, «Валентина Токарская», «Характерные актеры российского кино» actors.km
Сергей Капков, «Валентина Токарская. Неувядаемая», «Эти разные, разные лица»,
30 историй жизни известных и неизвестных актеров
Сергей Капков, «Гурченко еще не было, но у России уже была Токарская» www.vmeste.org