Фильмография:
1977 Смятение чувств
1979 С любимыми не расставайтесь
1980 Петля Ориона
1981 Портрет жены художника
1981 Карнавал
1981 Берегите женщин
1982 Мать Мария
1983 Найди на счастье подкову
1983 Летаргия
1983 Весна надежды
1983 Берег
1984 Шанс
1984 Семь стихий
1984 Инопланетянка
1984 И еще одна ночь Шахерезады…
1985 Тевье-молочник - фильм-спектакль
1985 Искушение Дон-Жуана
1986 Новые сказки Шахерезады
1987 Последняя ночь Шахерезады
1988 Частный визит в немецкую клинику
1988 Когда отзовется эхо
1989 Сталинград / Stalingrad (СССР-США-ГДР-Чехословакия)
1990 Я объявляю вам войну
1992 Алмазы шаха (Украина)
1993 Возвращение
2001 Под Полярной звездой
2008 Хлеб той зимы
2009 Паутина-3
2010 Путейцы-2
2010 Классные мужики
2010 Гаражи
2010 Варенька. И в горе, и в радости
2011 Время для двоих
2011 Люба. Любовь
2011 Моя вторая половинка
2011 Расскажи мне обо мне
2011 Терминал
2013 Москва. Три вокзала
2013 Умельцы
2014 Сын
2015 Женская консультация
Режиссёр, сценарист, продюсер:
1990 Однажды вечером – короткометражный – режиссер, сценарист
1994 Я никуда тебя не отпущу – режиссер, сценарист, продюсер
|
ТОНУНЦ
(урожденная Кокалевская)
Елена Константиновна
Родилась 17.07.1954, Магадан
Детство
Елена Тонунц (в девичестве Кокалевская) родилась в Магадане, куда судьба занесла
ее родителей – папу после службы во флоте, маму после пединститута. Папа, офицер
морфлота, привил Елене потребность в ежедневных физических упражнениях, любовь
к спорту. До пятого класса девочка серьезно занималась художественной гимнастикой.
Кроме того она проводила много времени в балетной студии, а уж там физподготовка
почище спортивной! Благодаря своему спортивному прошлому Елена Тонунц и сегодня
сохраняет отличную форму.
Спорт и балет Елена удачно сочетала с учебой в школе. Девочка училась на «отлично»,
регулярно занимала первые места на математических, химических, физических олимпиадах.
Поэтому, когда пришел черед выбирать дальнейшую профессию – она, в первую очередь,
обратила свой взор на технические ВУЗы…
Несостоявшийся геолог
Штурмовать ВУЗы Елена приехала в Москву. Так получилось, что в МГУ экзамены
проходили раньше, чем в других институтах, и девушка решила как бы прорепетировать
поступление. «Репетиция» оказалась более чем удачной - на экзаменах на геофаке
Елена получила почти все пятерки. Ну как было упускать такой шанс! Елена осталась
учиться в МГУ.
Уже в годы учебы Елена стала осознавать, что геология – не ее. Она вспоминает:
«Видимо, в душе я всегда была гуманитарием, жадно тянулась к гуманитарным знаниям.
<…> Науку я, конечно, изучала, но интереснее была студенческая жизнь, замечательные
дискотеки, поездки, путешествия, летняя практика – в Крыму, в устье Амура, в Астраханском
крае...»
Геологический факультет МГУ Елена Тонунц окончила в 1976 году. В те годы молодых
специалистов направляли по распределению по различным учреждениям и предприятиям
страны, где они обязаны были отработать три года. Елене выпал Всесоюзный институт
материального сырья в городе Дивногорске Красноярского края. Несмотря на красивое
название города условия жизни там были жуткие: барак стоял в чистом поле, добираться
до института надо было пешком, а вечером – затемно. Елена просто не вышла на работу...
Девушку естественно разыскивали. Она же, тем временем, прописавшись у родных
в Горьком, осталась жить в Москве, устроилась по лимиту дворником и готовилась
к поступлению в театральный ВУЗ.
Актриса
Елена Тонунц поступила в ГИТИС на курс К. Михайлова. Уже на первом курсе она
дебютировала в кино – в мелодраме Павла Арсенова «Смятение чувств». До окончания
института (а ГИТИС Елена окончила в 1981 году) она снялась также в фантастическом
фильме «Петля Ориона» (Эя), мелодраме «Портрет жены художника» (Варя, отдыхающая
в пансионате), музыкальной комедии «Карнавал» (гостья у Нины на вечеринке).
Первой
большой удачей актрисы стала роль Гали - матроса женской команды буксира «Циклон»
в музыкальной комедии режиссеров Виктора Макарова и Александра Полынникова «». Партнерами актрисы по фильму стали , , , , а все
действие этой веселой истории происходило в сопровождении замечательных песен
Юрия Антонова. Актриса признается, что во время съемок ей очень пригодилась ее
спортивная подготовка: «Мне, этакой бесшабашной морячке, приходилось носиться
по трапам, как заправскому спринтеру. А чтобы не выделяться среди своих более
рослых подруг, надевать под брюки-клеш туфли на высоких каблуках. И не отставать
от них, хотя те бегали в кедах. В том же фильме надо было показать умение пользоваться
приемами рукопашного боя - специально ходила в секцию карате».
В
80-е годы Елена Тонунц активно снималась в кино. Зрители запомнили ее, прежде
всего, по роли очаровательной Шахерезады в фильмах «И еще одна ночь Шахерезады…»,
«Новые сказки Шахерезады» и «Последняя ночь Шахерезады». Не остались незамеченными
ее персонажи в киноповести «Найди на счастье подкову» (Анна Андриеш и Аннушка),
фантастической комедии «Шанс» (Ванда Савич в молодости), «Инопланетянка» (сослуживица
Игоря), драме «Когда отзовется эхо» (Лейла Бадалова).
Сама же актриса признается, что особое удовольствие доставляет работать в картинах,
снятых по шедеврам мировой литературы: «Ведь все великие творения основаны на
духовных ценностях, говорят о любви, преданности, жертвенности». Были в ее биографии
и такие роли. Так в фильме «Искушение Дон Жуана», поставленный по пьесе Леси Украинки,
она сыграла роль Долорес. Еще одна яркая роль – Бейлка в телеспектакле «Тевье
– Молочник». «Я раньше не сталкивалась с этой литературой, - рассказывает Елена
Константиновна, - а когда начала читать, то увидела, что человеческая мудрость
не имеет границ. Русский, украинец, еврей – каждый по - своему, изнутри, из сердцевины
народных страданий, народных чаяний говорит о человеке, который не теряет лица
в самые трудные минуты, остается добрым, терпеливым».
Режиссура
Поработав в качестве актрисы, Елена Тонунц столкнулась с проблемой творчества
в кинематографе. «Оказалось, все это так сложно, подвижно, хрупко. Замыслы у всех
гениальные, все безумно талантливые, а в результате получается муть. Иногда думаешь:
ну что может получиться из такого ерундового сценария, а фильм выходит неплохой.
Очень трудно определить, от чего зависит шедевр или хотя бы такая картина, после
которой зритель задумывается над тем, что увидел, над тем, как сам живет», - рассказывает
Елена Константиновна. Будучи человеком верующим, она имела потребность донести
свое видение до зрителя.
Поступив на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии
(мастерская Юрия Озерова), она в 1990 году по собственному сценарию поставила
свой первый фильм – короткометражку «Однажды вечером». Эта история повествовала
о молоденькой деревенской девушке, которая просит заезжего поэта «подарить» ей
ребенка, потому что она в своей глуши, с больной мамой на руках, вряд ли найдет
себе мужа и создаст семью. Фильм был высоко оценен специалистами, получив многочисленные
призы и премии на студенческих фестивалях во Франции и Германии.
В 1992 году Елена Константиновна окончила режиссерский факультет ВГИКа, а в 1994
году увидела свет ее вторая картина – «Я никуда тебя не отпущу» (снимался фильм,
как и первый, на рубеже 80-х и 90-х). Зрителю на суд была представлена драма 16-летней
девушки, которая уходит от опекуна и решает жить самостоятельно. Елена Константиновна
рассказывает: «Она возвращается в коммуналку, где осталась пустующая комната –
мать умерла, отец на принудительном лечении от алкоголизма. Девочка надеется,
что ее жизнь не будет такой, как у родителей. Она окончит ПТУ, станет работать,
выйдет замуж... Далее мы видим не только цепь драматических событий, но и отношение
окружающих героиню людей, которые толкают ее к самоубийству…»
Обе картины оставляют тяжелое впечатление и, в то же время, заставляют зрителя
задуматься о жизни. Сама Елена Константиновна признается, что показала как-то
картину «Я тебя никуда не отпущу» знакомому батюшке. Тот, посмотрев, остался потрясенным
и сказал, что он поставил бы к нему эпиграфом слова из Библии: «Вся тварь совокупно
стенает и мучится доныне».
Путь к Богу
Человек мыслящий, ищущий свое место в этом мире, рано или поздно находит путь
к Богу. Елена с детства могла часами сидеть у окна, глядя на небо, звезды, и думать,
для чего создан человек, для чего он живет. И подспудно ей приходили ответы: человек
создан для совершенствования, он должен быть лучше, добрее, снисходительнее, терпимее.
Вот так, постепенно, шаг за шагом, она обретала веру. Крестилась Елена Константиновна
уже в зрелом возрасте, когда почувствовала в этом истинную потребность.
Позже Елена Константиновна катехизаторское отделение Свято - Тихоновского Богословского
института.
Кино. Новый век
В последние годы Елена Тонунц периодически снимается в кино в небольших ролях.
Она сыграла эпизодические роли в сериалах «Паутина-3», «Путейцы-2», «Гаражи».
Игорь BIN
Использованные материалы:
Татьяна Москвина – Ященко, «Судьба и Вера. Беседы с учеными, священниками, творческой
интеллигенцией. Елена Тонунц: «Я – человек цели», «ТД», №8, 1996, http://lib.eparhia-saratov.ru;
Николай Адамов, «Елена Тонунц: «Не упускайте свой шанс!», «АиФ Семейный совет»
№ 10 (155) от 25.05.2001
|