1990 Гулять, так гулять, стрелять, так стрелять
1990 Чернов
1991 Встретимся на Таити
1992 Время вашей жизни
1992 Прорва (Россия, Франция)
1995 Ширли-мырли
1996 Дела смешные - дела семейные
1996 Карнавальная ночь-2
1997 Это несерьезно
1999 Танго со смертью - фильм-спектакль
2004 Слепой
2005 Оскар - фильм-спектакль
2005 Девять неизвестных
2005 Александровский сад
2006 В круге первом
2007 Застава
2007 Александровский сад-2
2009 Мужчина в моей голове
2010 На крючке!
2012 Рассказы
2015 Призрак
2015 Тонкий лёд
2016 Так сложились звёзды (Казахстан)
2017 Салют-7
2018 Вечная жизнь Александра Христофорова
2018 Год культуры
2018 Спящие-2
2019 Горе от ума
2020 Глубже!
2021 По колено
2021 Сердце и как им пользоваться
2021 Учёности плоды
Продюсер:
2006 Спасатели. Затмение
2008 В июне 41-го (Россия, Беларусь)
2010 Брестская крепость (Беларусь, Россия)
2014 Батальон
2017 Каспий 24
2020 Подольские курсанты
2021 Девятаев
2021 Учёности плоды
Режиссер:
1997 Это несерьезно
2002 Казус Белли
2020 Подвиг народа - короткометражный
2021 Учёности плоды
Сценарист:
1997 Это несерьезно
2014 Батальон
2017 Каспий 24
2020 Подольские курсанты
2021 Учёности плоды
УГОЛЬНИКОВ
Игорь Станиславович
Родился 15.12.1962, Москва
Лауреат премии "Овация" (1992)
Детство
Игорь Угольников родился 15 декабря 1962 года в Москве в семье инженеров. Очаровательный,
худой, длинноволосый, тогда это было модно, юноша в школе сидел один за первой
партой у самой двери. Хотя, в школе он был случайным «гостем», так как все время
прогуливал. Потому что, то занимался в театре, то ходил на хоккейные тренировки.
На столе у него не было ни тетрадок, ни учебников - лежала лишь одна толстая
книжка, английские пьесы. И в школе Угольников читал только свою личную литературу.
Учителя на это «закрывали глаза», его не трогали, потому что это было бессмысленно.
Да и всем было ясно, чем он будет заниматься по жизни.
В школе же Игорь Угольников сдружился с черно-белой клеткой, считая ее идеальным
графическим изображением. Будучи нежным юношей, который игриво, «по-есенински»,
откидывал прядь шикарных волос, Игорь Угольников понял, что если всерьез относиться
ко всему, что происходит в стране, где он имел честь родиться и проживать, то
можно легко оказаться в палате для душевнобольных. А поскольку чувства юмора у
него было в избытке, то он и решил поделиться им со своими дорогими согражданами,
когда от него «ушло детство».
Театр
Окончив Государственный институт театрального искусства - режиссерский факультет
и факультет актерского мастерства молодой, полный сил и великих идей артист был
принят в театр имени Гоголя. Театр Игорь Станиславович обожал всегда, преданно
любил. Театр стал, есть и останется для него «основой, отеческим домом, к которому
он всегда стремился и которому всегда буду верен». В театре молодого актера заметили,
не оставили без внимания, и он быстро стал репертуарным актером.
Однако, плюс ко всем своим достоинствам, Игорь Угольников был еще и законопослушным
молодым человеком. Он очень рвался служить в армии и даже первую неделю прослужил.
Правда, театр быстренько спохватился и начал действовать. И в результате рядового
Угольникова комиссовали из рядов Вооруженных Сил.
Потом много чего было в театральной жизни Игоря Угольникова. И он надеется,
что много чего еще и будет... Актер блестяще играл Хлестакова в нескольких спектаклях
Театра-студии на Юго-Западе, затем с этой ролью пришел в Московский драматический
театр имени Николая Гоголя. Успешно играл в спектакле Григория Гурвича «Чтение
новой пьесы», в Театр-кабаре «Летучая мышь».
Как драматический актер запомнился любителям театра сержант Пеппер Игоря Угольникова
в спектакле МХАТа им. Чехова «Девушки битлов» Волынца.
После этого спектакля на той же малой сцене МХАТа вышел и прошёл, правда, всего
несколько раз, спектакль «Гамлет в остром соусе» по одноименной пьесе Альдо Николаи,
где артист играл повара Фрогги в замке Эльсинор.
Первые роли в кино
Впервые на экране Игорь Угольников появился еще в детском возрасте. В знаменитой
комедии «Джентльмены удачи» он сыграл Игорька – одного из мальчиков в детском
саду. Это его герой декламирует: «Я злой и страшный серый волк, я в поросятах
знаю толк!».
Полноценный же «взрослый» дебют актера состоялся уже в 1990 году в новелле
режиссера Мирзы-ага Ашумова «Гулять, так гулять, стрелять, так стрелять» по мотивам
рассказа Леона Измайлова «Полуночный ковбой из Ярославля». Дебют был успешным.
Артист показал себя настоящим профессионалом, в совершенстве владеющим актерской
техникой, способным создать глубокий психологический образ.
Год спустя актер снялся в роли искрометного и обаятельного бармена Макса в
пародийной комедии «Встретимся на Таити» режиссера Валентина Мишаткина. Угольников
продемонстрировал громадный потенциал, уверенно и талантливо вписавшись в блестящий
актерский дуэт Леонида Куравлева и Евгения Лазарева.
Одной из самых заметных ролей Игоря Угольникова стал капитан Пискунов в эксцентрической
комедии «Ширли Мырли». В этой роли раскрылся редкостный талант актера, способность
сочетать в себе склонность к острохарактерному рисунку, и одновременно искренность
и лиризм в раскрытии чувств героя. Режиссеру Владимиру Меньшову удалось в этой
картине собрать наредкость блестящий состав одаренных, талантливых актеров: Валерий
Гаркалин, Вера Алентова,
Инна Чурикова, Армен
Джигарханян, Олег Табаков,
Леонид Куравлев, Нонна
Мордюкова, Любовь Полищук,
Олег Ефремов….
Нельзя не отметить и роль Игоря Угольникова, правда, на этот раз роль второго
плана в первом российском комедийном минителесериале по идее Тиграна Кеосаяна
«Дела смешные, дела семейные!» о жизни московской семьи во времена политических
перемен 90-х годов. Талантливо, с истинно «угольниковским» юмором, наивностью
и простодушием героя, с внешним комизмом, эксцентрикой артист исполнил свою роль.
В 1997 году на телеэкраны вышла кинолента «Это несерьезно», в которой Угольников
выступил не только как актер, но и как режиссер и автор сценария, но и как автор
текста и музыки песен.
В новом веке
Этапным фильмом в своей киношной жизни сам Игорь Угольников считает «Casus
Belli». Как режиссер и сопродюсер картины он позволил себе пригласить сниматься
выдающихся актеров российского и польского кино: Инну Чурикову, Барбару
Брыльску, Виталия Соломина
(к сожалению, это была его последняя и надо сказать блистательная роль), Алексея
Петренко, Эву Шикульску,
Александра Михайлова.
Игорь Угольников задумал снять фильм для умных взрослых - фильм без бандитов,
стрельбы и прочих элементов новорусского эпоса. Затем Угольников пошел еще дальше,
он решил эту идею дополнить желанием отдать дань уважения кинематографу советских
времен, на котором выросло не одно поколение россиян и без которого, наверное,
немыслимо никакое духовное развитие. Но почему-то фильм не вышел на широкий экран.
Хотя, один показ все же состоялся, в одну из суббот «Casus Belli» был отдан на
телеканал НТВ. А может, просто не пришло еще его время?
Не прошли стороной Игоря Угольникова и роли в таких знаменитых сериалах, как
«В круге первом» (Шеф контрразведки Рюмин), «Девять неизвестных» (адвокат Ростислав
Григорьевич Дивов), «Александровский сад-2» (Славинский).
Большой резонанс вызвала роль Игоря Угольникова в киноальманахе Михаила Сегала
«Рассказы», вышедшем в 2012 году. Актер появсяется во второй новелле этого фильма
в образе Президента. Его герой весь в белом на фоне изумрудных холмов, словно
сошедших с компьютерной заставки, жонглирует цитатами из Толстого и Карамзина.
Ярчайшая сатира на бюрократический аппарат!
Телевидение
Так уж сложилось, что придя волею судеб на телевидение, Игорь Угольников остался
там на долгих девять лет. Работал на «Авторском телевидении». Мастер перевоплощения,
заметное место в галерее персонажей занимали женские образы и «особо важные персоны»,
актер делал «веселые программы-пародии» с Николаем
Фоменко и Евгением Воскресенским.
Счастливым же трамплином в телевизионной карьере Игоря Угольникова стала программы
«Оба-на!». «Оба-на!», по тем временам, стала вдруг одной из самых прогрессивных
и смелых юмористических программ. И доказательством тому служили неоднократные
запрещения выхода в эфир выпусков программы со стороны тогдашнего телевизионного
начальства. По существу добрая «Оба-на!» - это телевизионный театральный «капустник»,
в основе которого лежат пародии. Но все хорошее когда-нибудь кончается, и последняя
программа "Оба-на!" вышла в эфир в июне 1995 года.
Затем Угольников основал собственную студию «Мастер – ТВ». Он - автор скандального
клипа "Союз нерушимый". Под его руководством и с его участием выходит
блестящий телепроект «Доктор Угол», аж 48 серий. С 1996 он стал заместителем директора
Дирекции телевизионного вещания ВГТРК. В том же году в качестве продюсера создал
ток-шоу «V.I.P.- Особо важные персоны», не имеющее аналогов в мире. А в 1997-1998
годах стал постановщиком и ведущим ежедневного развлекательного ток-шоу «Добрый
вечер».
Тележурнал «Фитиль»
В 2004 году Игорь Угольников возродил на отечественном телевидении сатирический
журнал «Фитиль». Все началось несколько лет назад, когда Олег Добродеев сказал:
«Угол, придумай, пожалуйста, статусную сатирическую программу для государственного
телеканала». А придумывать, оказывается, ничего и не надо, ведь есть старый «Фитиль».
Так, собственно, и началась новая история теперь уже телевизионной версии «взрывоопасного»
журнала «Фитиль».
Самым трудным в переходе на телевизионный формат было попытаться сохранить
старый формат, то восприятие, которое было, но делать все по-новому. Потому что
если делать «Фитиль» так, как было раньше, то он будет выглядеть на ТВ крайне
архаично. Необходимо было совместить старое с новым. И это, кажется, удалось Игорю
Угольникову! Старый «Фитиль» зажил новой жизнью и просуществовал до 2008 года.
Личная жизнь
Когда-то, еще в школе Игорь Угольников, пришедшей в класс новой ученице, любезно
предложил: "Девочка, иди сюда, здесь вот будешь сидеть". С тех пор так
и сидят они везде только рядом.
Раньше Игорь Станиславович думал, что вся жизнь - это общение, работа, тусовки,
а сейчас уверен, что это не так … Жизнь - это любимая работа, которая приносит
удовольствие и безбедный способ существования, и еще, и это главное, свой мирок:
дом, жена, дети, собаки. Все остальное - от лукавого.
Алексей Генералов
Использованные материалы:
"Я хочу пробиться зрителю в душу...", интервью "Телеги", "Московский
Комсомолец" от 24.03.2005 г.
"Появилась самоцензура", беседовал Владимир Харченко, журнал "Профиль"
N11, март 2005 г.
Мила Серова, интервью для журнала "Арбат Престиж Телегид".
"Острые углы Игоря Угольникова", Владимир Красовский, газета "Бизнес
для всех" №10, март 2005 года
"Игорь плюс Аллочка - сладкая парочка", Сабина Дадашева
"Семь дней" № 25, 1996 год.
"Фитиль" зажег", статья "Московский комсомолец" №50,
декабрь 2006 г.
"Человек – Фитиль", статья Ирина Науменко.