1963 Рембрандт - фильм-спектакль
1964 Совесть не прощает - фильм-спектакль
1965 Страх и отчаяние в Третьей империи - фильм-спектакль
1965 Римские рассказы - фильм-спектакль
1965 Обломов - фильм-спектакль
1965 Обещание счастья - фильм-спектакль
1966 Театральные встречи БДТ в Москве - фильм-спектакль
1967 Путь в "Сатурн"
1967 Конец "Сатурна"
1968 Пассажир с "Экватора"
1969 Правду! Ничего, кроме правды! - фильм-спектакль
1969 Вам! - фильм-спектакль
1970 Чайка русской сцены - фильм-спектакль
1970 Семья Коцюбинских
1970 Прощай, оружие! - фильм-спектакль
1970 Переступи порог
1970 Крушение империи
1970 До востребования - фильм-спектакль
1971 Фиеста - фильм-спектакль
1971 Достояние республики
1972 Ревизор. Сцены из спектакля - фильм-спектакль
1972 Командир счастливой "Щуки"
1972 Бой после победы
1972 31-й отдел - фильм-спектакль
1973 Хроника одной репетиции - фильм-спектакль
1973 104 страницы про любовь
1973 Крах инженера Гарина
1975 Тайна горного подземелья
1979 Выстрел в спину
1980 Кодовое название "Южный гром"
1981 Кольцо из Амстердама
1985 Грустить не надо
1986 БДТ тридцать лет спустя - фильм-спектакль
1989 Смерть Тарелкина - фильм-спектакль
1989 История лошади - фильм-спектакль
1989 Энергичные люди - фильм-спектакль
1990 Привал странников
1998 Содержанка - короткометражный
ВОЛКОВ
Михаил Давыдович
26.09.1932, Проскуров (ныне Хмельницкий) - 22.07.2001, Санкт-Петербург
Заслуженный артист России (1978)
Начало карьеры
Михаил Волков родился 26 сентября 1932 на Украине, в городе Проскурове (ныне
– Хмельницкий). Мама Михаила работала фармацевтом, а отец был социальным служащим.
Родители хотели, чтобы сын выбрал профессию медика, однако он по окончании школы
решил стать актером и поступил в Киевский институт театрального искусства имени
Карпенко-Карого.
После окончания института в 1954 году Михаил Волков был принят в труппу Николаевского
областного передвижного театра имени Шевченко, где прослужил два года. В 1956
году актер перешёл в Киевский ТЮЗ и следующие пять лет работал на этой сцене.
БДТ. 60-е годы
Поворот в судьбе Михаила Волкова произошел в 1961 году, когда в Киев на гастроли
приехал Ленинградский БДТ. Михаил решил воспользоваться случаем и показаться главному
режиссеру театра Георгию Товстоногову. Георгию Александровичу понравился молодой
талантливый актер, и он пригласил его в свою труппу. В результате Михаил Волков
вместе с супругой Аллой Боровиковой и годовалой дочерью отправились в Ленинград.
Товстоногов брал Михаила Волкова в труппу с прицелом на роль Чацкого в комедии
Грибоедова «Горе от ума». Однако после первых репетиций выяснилось, что у актера
сильный украинский акцент, и про Чацкого ему пришлось позабыть. Тогда Товстоногов
поставил Михаила на роль Молчалина (в очередь с известным актером Кириллом Лавровым).
Волков оправдал ожидания, сыграв ярко и собрав хвалебную прессу.
За первой работой последовали другие. Так в 1965 году он исполнил роль Евдокимова
в спектакле «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского.
ТВ и кино – путь к известности
Свой путь на экране Михаил Волков начинал с Ленинградского телевидения, где
в 63-65 годах активно участвовал в постановках фильмов-спектаклей. Зрители могли
познакомиться с этим актерам благодаря его работам в таких постановках, как: «Рембрандт»
(Флинк), «Совесть не прощает» (Нияз), «Страх и отчаяние в Третьей империи» (следователь
Таллингер), «Римские рассказы» (Джованни), «Обломов» (Иванович Штольц).
Вскоре последовало и приглашение в кино. Причем дебютировал Михаил Волков сразу
с главной роли, снявшись в военно-приключенческих фильмах режиссера Виллена Азарова
«Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна». В этих увлекательных, захватывающих кинолентах
Михаил Волков создал запоминающийся образ мужественного советского разведчика
Сергея Крылова, действовавшего под именем Михаила Крамера в годы Великой Отечественной
войны. Чуть позже – в 1972 году вышла заключительная часть этой кинотрилогии «Бой
после победы», в которой герой Михаила Волкова уже после капитуляции фашистской
Германии занимался разоблачением шпионской организации. Эта трилогия принесла
актеру всесоюзную известность и любовь миллионов зрителей.
Кино. 70-е – 80-е годы
В дальнейшем Михаил Волков сыграл еще несколько заметных ролей, появляясь преимущественно
в картинах остросюжетной тематики: «Командир счастливой "Щуки"» (Валерий
Рудаков), «Крах инженера
Гарина» (Шефер), «Выстрел в спину» (художник Евгений Александрович Шутин),
«Кодовое название "Южный гром"» (полковник Алексей Иванович Данилов),
«Кольцо из Амстердама» (резидент иностранной разведки господин Гутман). Однако
в данном случае режиссеры больше использовали внешние данные актера, да и к тому
же по своему успеху эти ленты все же не могли сравниться с трилогией Виллена Азарова.
В целом же можно отметить, что кинематограф не использовал в полной мере богатый
потенциал актера, и роль Крылова-Крамера так и осталась в его кинобиографии самой
значительной и яркой работой на экране.
В театре также все складывалось далеко не безоблачно. Отношения Михаила Волкова
с Товстоноговым были напряженными, и актеру не всегда удавалось получать желаемые
роли. Тем не менее, он продолжал оставаться верен сцене БДТ до конца своей жизни,
создав целый ряд ярких образов. Среди них: Бобринский в спектакле «История лошади»
по повести Л. Н. Толстого «Холстомер», отчим Кая в спектакле «Жестокие игры» по
пьесе Алексея Арбузова, Марк в спектакле «Сёстры» по пьесе Людмилы Разумовской,
почмейстер Иван Кузьмич Шпекин в «Ревизоре» Гоголя, Чернявый в спектакле «Энергичные
люди» по пьесе Василия Шукшина и др. Многие из этих спектаклей были экранизированы.
Семья
Михаил Волков прожил долгую, счастливую жизнь в браке с Аллой Боровиковой.
Его супруга Алла Павловна работала редактором отдела постановок Ленинградского
телевидения . Дочь не пошла по стопам отца, она окончила английское отделение
ЛГУ, работала в журнале «Звезда».
Люди, знавшие Михаила Давидовича, отмечали, что в жизни он был человеком добрым,
доверчивым и безотказным, но, вместе с тем, в работе проявлял упорство и всегда
отстаивал свою точку зрения.
В 1996 году Михаила Волкова поразил тяжелый недуг - болезнь альцгеймера. Последние
годы своей жизни мало кто из коллег интересовался его здоровьем. Скончался он
в 2001 году, на похороны пришли лишь самые близкие его друзья. Похоронили актера
на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.