1928 Каторга
1929 Комета
1931 Шторм
1933 Черный барак
1933 Окраина
1934 Поручик Киже
1935 Последний табор
1936 Заключенные
1938 Человек с ружьём
гость Сибирцевых
1941 Боевой киносборник N7
1941 Первая конная
1944 Свадьба
1946 Каменный цветок
1946 Глинка
1950 Секретная миссия
1951 Незабываемый 1919 год
1952 Школа злословия - фильм-спектакль
1952 Ревизор
1953 Сеанс гипноза - короткометражный
1953 Беззаконие - короткометражный
1954 Шведская спичка
1954 Мы с вами где-то встречались...
1955 Двенадцатая ночь
1956 На подмостках сцены
1957 Сапоги - короткометражный
1959 Накануне
1960 Месть - короткометражный
1960 Мертвые души - фильм-спектакль
1961 Вольный ветер
1963 Внимание! В городе волшебник!
1970 Серебряные трубы
1970 Секундомер
1970 Как мы искали Тишку
1971 Телеграмма
1972 Нахлебник - фильм-спектакль
1972 За все в ответе
1972-1973 Большая перемена
1974 Соло для часов с боем - телеспектакль
1974 Игорь Горбачёв - документальный
ЯНШИН
Михаил Михайлович
20.10 (02.11).1902, Юхнов, Калужская обл. – 16.07.1976, Москва
Народный артист СССР (1955)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1970)
Лауреат Государственной премии СССР (1975)
Детство
Михаил Яншин родился 2 ноября 1902 года в городе Юхнове под Калугой. Отец,
Михаил Филиппович Яншин, работал бухгалтером, мама, Александра Павловна, занималась
воспитанием детей: Миши и его сестры Евдокии.
Детство будущего актера прошло в Москве. Хотя его родители и не принадлежали
к миру искусства, но они трепетно относились к музыке, театру, знали многих артистов.
Постоянно посещая Художественный театр и Оперный театр Зимина (в те годы там блистал
сам Федор Шаляпин), они приобщили к искусству и своих детей. Михаил Михайлович
в своих воспоминаниях признавался, что одним из самых ярких впечатлений детства
для него осталась игра Ивана Москвина в роли царя Федора. «Меня поразила его мягкость,
необыкновенная внутренняя чистота и прозрачность. Весь он был как иконописный...»,
- вспоминал Яншин.
Полюбив театр с ранних лет, Михаил Яншин уже не представлял без него жизнь.
Будучи учеником Ольховского городского реального училища (1909-1916 гг), он участвовал
в драмкружке, играя, правда, исключительно женские роли (сказались его невысокий
рост и курносое лицо). Так в гоголевской «Женитьбе» Михаил исполнял роль Агафьи
Тихоновны, а в «Ревизоре» - Марии Антоновны. Насколько удачными были эти первые
шаги на сцене трудно сказать, но сам Михаил Михайлович признавался, что в то время
актерских способностей в нем никто не находил…
Юность
После окончания реального училища Михаил Яншин три года учился в московском
среднем Комиссаровском техническом училище, а в 1919 стал студентом Высшего технического
училища (ныне МГТУ имени Н.Баумана).
Революция и последующая за ней Гражданская война изменили жизнь Михаила Яншина.
В 1919 году юноша, не окончив и первого курса, ушел добровольцем в Красную Армию.
Два года он отслужил в войсках внутренней охраны, участвовал в подавлении антоновского
восстания в Тамбовской губернии.
В армии Яншин принимал участие в самодеятельности, которой руководили будущие
известные артисты Рубен Симонов и Андрей Лобанов. Правда «блистал» юноша вовсе
не как актер, - он писал афиши, рисовал декорации, стоял «на занавесе». Михаил
Михайлович вспоминал курьезный случай: «Помню, шел спектакль «Революционная свадьба»
С. Михаэлиса. Рубен Симонов играл главную роль - французского патриота, которого
приговаривает к смертной казни австрийский герцог. Это происходило в первом акте.
Стоя «на занавесе», я так увлекся сценой и игрой Симонова, что совсем забыл про
свои обязанности. Приговор подписан - акт кончился, занавеса нет. Тогда после
герцога приговор подписали один за другим австрийские офицеры - занавеса нет.
Наконец, в полном отчаянии бумагу подписывает сам приговоренный... Нет занавеса!
Здесь кто-то подбежал ко мне и закричал «Занавес давай!» Только тут я очнулся
и закрыл занавес. Но на этом дело не кончилось. На аплодисменты я открыл занавес
тогда, когда из суфлерской будки поднимался Осип Абдулов... В нашем спектакле
он в тот вечер исполнял обязанности суфлера и выползал из своей будки, когда пошел
занавес. Конечно, это вызвало неудержимый хохот у зрителей, а я был опозорен».
Желание стать актером
В 1921 году Михаил Яншин демобилизовался из Красной Армии. Свою будущую жизнь
он решил связать со сценой. Но как быть, если никто не видел в нем актера?! Даже
его друг Владимир Баталов (младший брат известного актера Николая Баталова), работавший
помощником режиссера во Второй студии МХТ, на признание Михаила лишь расхохотался:
«Помилуй, какие у тебя данные для того, чтобы стать актером».
Все это не остановило юношу, и в 1922 году Михаил Яншин отправился сдавать
экзамены во Вторую студию МХТ. Сам он видел себя трагическим актером, поэтому
и на экзаменах читал соответствующие стихи. Патетическое выступление юноши вызвало
хохот приемной комиссии, а возглавляющий комиссию Василий Васильевич Лужский,
вытерев выступившие от смеха слезы, посоветовал: «Ох, голубчик, прочтите басню».
Казалось, это был провал, но каково же было удивление Михаила, когда на следующий
день он увидел свою фамилию в списках зачисленных…
МХАТ. В тени
В стенах студии Михаил Яншин провел два года. Молодой актер принимал участие
в массовых сценах спектаклей: «Младость» (гимназист, дворник), «Узор из роз» (арапчонок,
первый казачок), «Сказка об Иване-дураке и его братьях» по Л.Толстому (посол,
отец) и других.
В 1924 году Михаил вместе с другими однокурсниками Н.П. Хмелевым, Б.Н. Ливановым
и Н.М. Горчаковым был принят в труппу МХАТа, где и проработал всю оставшуюся жизнь.
Поначалу Яншин все также вводился на эпизодические роли: выборный («Царь Федор»
Иоаннович А.Толстого), Добчинский («Ревизор» Н.Гоголя, режиссер К.Станиславский);
слуга Бритна («Битва жизни» по Ч.Диккенсу, режиссер Н.Горчаков), Петрушка («Горе
от ума» А.Грибоедова, режиссеры К.Станиславский, В.Немирович-Данченко) и др. Все
изменилось в 1926 году…
МХАТ. Признание
В октябре 1926 года Яншина утвердили на роль Лариосика в спектакль «Дни Турбинных»
(по роману Михаила Булгакова, реж. И.Судаков). Кумир Яншина Иван Михайлович Москвин
накануне премьеры предрек ему: «Завтра ты проснешься знаменитым артистом». Так
это и произошло. Сам Станиславский высоко оценил работу молодого актера, отметив,
что эта роль органично слилась с индивидуальностью Яншина.
В последующие годы Михаил Яншин очень много работал, зарабатывая всеобщее признание.
Среди его ролей: садовник Антонио («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше),
комсомолец Вася (пьеса-шутка «Квадратура круга» В.Катаева), почтмейстер («Мертвые
души» Н.Гоголя), Маркиз ди-Форлипополи («Хозяйка гостиницы» К.Гольдони), Олег
(«Чудесный сплав» В.Киршона), Бутон («Мольер» М. Булгакова), Стрекопытов («Половчанские
сады» Л.Леонова), Мозгляков («Дядюшкин сон» по Ф.Достоевскому) и другие. Многим
зрителям запомнился его доктор Гаспар Арнери в «Трех толстяках» Ю.Олеши. Яншин
был единственным исполнителем этой роли, в течение 1930-31 годов он сыграл ее
91 раз.
На сценах других театров
Оставаясь актером МХАТ, Яншин с 1931 года начал пробовать себя на режиссерском
поприще. Дебютировал он спектаклем «Шестая мира», поставленным в Московском Мюзик-холле
совместно с Горчаковым. Затем вместе с Юрием Завадским он в 1932 году поставил
в Центральном Театре Красной Армии спектакль «Мстислав Удалой» по И.Пруту. А в
1937 году в московском Театре сатиры им был выпущен спектакль «Мелкие козыри».
В довоенный период Михаил Яншин успел также поработать художественным руководителем
Московского театра лесной промышленности (1934-39 гг), а с сентября 1937 по июнь
1941 был художественным руководителем цыганского театра «Ромэн». И опять – все
без отрыва от МХАТа! В театре «Ромэн» под руководством Яншина вышли спектакли:
«Цыганы» по А.Пушкину, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» Ф.Гарсиа Лорки,
«Макар Чудра» по М.Горькому, «Песнь об Урсаре» И. Ром-Лебедева, «Действующие лица»
М.Светлова, «Каролина» К.Гольдони, «Героическая поэма» И.Ром-Лебедева.
Кино. Довоенные годы
Не оставил без внимания талантливого актера и кинематограф. Впрочем, в довоенные
годы Михаил Яншин снимался немного и в небольших ролях телеграфистов, рабочих,
солдат и т.д. Наиболее заметными работами актера тех лет стали: император Павел
I в комедии-гротеске Александра Файнциммера «Поручик Киже» (1934) и Иван Лихо,
инструктор по оседлости, ведущий терпеливую борьбу за привлечение цыган к колхозным
работам в фильме Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата «Последний табор».
Годы войны
В 1941–1942 годах Михаил Яншин жил на Кавказе. Здесь он организовывал художественную
самодеятельность среди бойцов Советской Армии и Флота, готовил концертные программы.
Летом 1942 Яншин выехал в Свердловск, где находилась основная часть труппы МХАТ,
и вместе со всеми осенью того же года вернулся в Москву. На этот период приходятся
такие работы Михаила Яншина, как: Сергей Горлов в спектакле «Фронт» А.Корнейчука
(режиссеры Н.Хмелев, И.Раевский, Б.Ливанов, М.Яншин) и Харитонов в спектакле «Русские
люди» К.Симонова (режиссеры В.Станицын, М.Кнебель). Деятельность актера не осталась
незамеченной, в 1946 году Михаил Яншин был награжден медалью «За доблестный труд
в Великой Отечественной войне».
Театр. 50-е – 60-е
В МХАТе Михаил Яншин сыграл 50 ролей. Благодаря многогранному таланту он одинаково
успешно воплощал как комические, так и драматические образы. В золотую летопись
театра вошли (помимо вышеупомянутых Лариосика и доктора Гаспара) его Сэр Питер
в «Школе злословия» Шеридана, Козовкин в «Нахлебнике» Тургенева, Терентий Бублик
в «Платоне Кречете». А чего стоит его полная драматизма роль Маргаритова в «Поздней
любви» А.Островского. В этом образе Михаил Яншин выходил на сцену МХАТа 440 раз!
Добрая половина из работ Яншина в МХАТе были вводы. Возможно, они не стали
событиями в жизни актера, но и в эти роли, уже имевшие успех до него, Яншин вносил
свое, неповторимое, что так всегда привлекало зрителей. Среди таких удачных вводов:
Градобоев в «Горячем сердце», Вафля в «Дяде Ване» и Симеонов-Пищик в «Вишневом
саде».
За долгие годы работы в театре Яншин заслужил любовь миллионов советских зрителей.
И не только советских. Ему аплодировали в Чехословакии, Польше, Англии, Франции,
США, Болгарии, - все эти страны Михаил Михайлович посетил с гастролями в составе
МХАТа.
Продолжал Михаил Яншин заниматься и режиссерской деятельностью. При его участии
было поставлено немало спектаклей в МХАТе. А в 1950–1963 годах он, кроме того,
был и главным режиссером Московского драматического театра им. К.С.Станиславского.
На этой сцене Яншиным были выпущены спектакли: «Грибоедов», «В Лебяжьем», « Девицы-красавицы»,
«Бесприданница», «На улице Счастливой», «Дни Турбинных», «Чайка», «На рассвете»
и другие.
Кино. Послевоенные годы
Своим лучшие роли в кино Михаил Яншин создал в картинах по произведениям классиков.
Начало положил его Нютин в блистательной комедии Исидора Анненского «Свадьба» (по произведениям Чехова), вышедшей на экраны еще в годы войны. В той картине
снялось целое созвездие актеров: Эраст Гарин, Фаина Раневская, Осип Абдулов, Сергей
Мартинсон, Зоя Федорова. Чеховская тема была продолжена Яншиным в детективной
комедии Константина Юдина «Шведская спичка» (роль - становой пристав), короткометражных
лентах «Беззаконие» (роль – Мигунов), «Сапоги» (роль – Муркин) и «Месть» (роль
– Турманов).
Одна из блистательнейших работ актера на экране - попечитель богоугодных заведений
Артемий Филиппович Земляника в экранизации гоголевского «Ревизора», осуществленной
в 1952 году режиссером Владимиром Петровым. С какой неподражаемой интонацией Яншин
произносил всем известные строки: «Насчет врачевания мы с Христиан Ивановичем
взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше. Лекарств дорогих мы вообще не
употребляем. Человек простой если умрет - то и так умрет, если выздоровеет - то
и так выздоровеет…»
Не менее заметная работа - сэр Тоби Белч, дядя графини Оливии в «Двенадцатой
ночи» режиссера Яна Фрида (экранизации одной из самых популярных комедий Уильяма
Шекспира). Впрочем, несмотря на всенародный успех созданных им на экране образов,
сам Михаил Яншин считал эти работы лишь отголоском своей актерской деятельности
в МХАТ.
Мультипликация
Колоритный голос Михаила Яншина, услышав один раз, уже невозможно было забыть.
Он был словно создан для мультипликации, потому его так часто приглашали озвучивать
различных персонажей. Человечек («Федя Зайцев»), Крот («Дюймовочка»), Царь («Вовка
в Тридевятом царстве»), Бегемот («Про бегемота, который боялся прививок») доктор
Кракс («Внимание! В городе Волшебник!»), Бык («Козлёнок, который считал до десяти»)
– эти и другие персонажи стали любимы миллионами детей.
Режиссеры нередко приглашали Яншина озвучивать бегемотов, видимо ассоциируя
габаритного актера с этим животным. Помимо уже упомянутого «Про бегемота, который
боялся прививок», Яншин озвучивал Бегемотов в мультфильмах: «Лягушонок ищет папу»,
«Самый большой друг», и каждый раз его персонажи выходили разными. Яншин вообще
подходил к работе в мультипликации со всей серьезностью, полностью выстраивая
образ. Когда ему однажды довелось озвучивать роль Огурца, актер поинтересовался
у создателей фильма о судьбе и характере своего героя. В ответ на изумленные вопросы,
для чего ему это надо, Яншин ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся
на грядке, и совсем иное - когда разговаривает он же перед тем, как хозяйка закатает
его в банку. При этом он своим голосом и интонацией так выразительно изобразил
эти два разных состояния, что художники были вынуждены внести кое-какие поправки
в нарисованный ими образ огурчика.
Личная жизнь
Михаил Яншин был женат три раза. Первый раз в брак он вступил в ноябре 1926
года. Его избранницей стала ученица школы МХАТ В.В.Полонская. Вместе они прожили
меньше семи лет. В 1933 году супруги развелись, а в 1934 Михаил Яншин женился
на актрисе театра «Ромэн» Н.С.Киселевой, известной как Ляля Черная. Этот брак
просуществовал до 1942 года. После их расставания Ляля Чёрная вышла замуж за Николая
Хмелёва.
Третьей женой Михаила Яншина стала Нона Владимировна Мейер, замечательная актриса
Драматического театра им. К.С.Станиславского (известная зрителям по телеспектаклю
«Улица Шолом-Алейхема, дом 40»). Свои отношения они зарегистрировали в 1955 году
и до конца своих дней уже не разлучались…
Близкие Михаилу Яншину люди рассказывают, что в жизни он был очень добрым,
открытым и при этом азартным человеком. Вот как о нем отзывался Евгений Весник:
«Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный,
в чем-то незащищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный
и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть романс, азартно
поиграть на бегах и «поболеть» за футболистов «Спартака», не способный тратить
время на интриги и кляузы, любимец публики — дорогой Михаил Михайлович Яншин!».
Навеки в памяти
Михаил Яншин работал до последних своих дней. Так в 1975 году на радио состоялась
премьера его звуковой книги «Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает».
А за год до этого на экраны вышел телеспектакль «Соло для часов с боем», где Яншин
сыграл свою последнюю роль на экране - Франтишека Абеля. Сыграл, по выражению
Олега Ефремова, исповедально. За эту работу артист 7 ноября 1975 года был удостоен
Государственной премии.
19 февраля 1976 года Яншин в последний раз вышел на сцену МХАТа в спектакле
«Три сестры» в роли Чебутыкина. Вскоре он тяжело заболел и 16 июля 1976 года в
Москве скончался. Похоронили великого актера на Новодевичьем кладбище (7 участок).
Игорь BIN
Использованные материалы:
Михаил Михайлович Яншин, http://www.krugosvet.ru
Михаил Михайлович Яншин, http://www.mxat.ru
Яншин Михаил Михайлович, История жизни, http://www.tonnel.ru
Яншин Михаил Михайлович: «Очень сложно действовать в образе огурчика», Евгений
Весник. Портреты. М., 2003.